Трэш британского разлива. Королевство неудачников

Написал Dimon 19 января, 2016 в Немного Другой Музыки

Venom

[Статья из специального выпуска журнала "Metal Hammer" "30 Years of Thrash" 2014 года]

Будучи явными неудачниками на мировой трэшевой сцене 80-х, британские команды вроде Onslaught и Sabbat всё равно сделали немалый вклад. Вашему вниманию предлагается история невоспетых героев британского трэша…

Поскольку группа Evile сейчас стала довольно успешной и известной командой (ну, по крайней мере, в мире металла), а их коллеги-почитатели старых традиций вроде Gama Bomb и Savage Messiah активно пытаются вернуть британскому трэшу былую популярность, многие, наверное, уже и забыли, как же тяжело приходилось британским трэш-командам во времена рассвета жанра. Что довольно любопытно, ведь несмотря на то, что Америка и Германия, возможно, породила самые успешные группы, корнями трэш, по большей части, уходит в британский хэви-метал. Вообще-то, пока не появился трэш, хэви-метал был практически полностью британским феноменом, и таким группам как Iron Maiden, Judas Priest, Motörhead и Diamond Head поклонялись легионы фэнов по всему миру, в том числе, и на родной земле. И тогда неудивительно, что именно эти команды оказали немалое вдохновение на зарождающуюся музыкальную сцену трэша в Штатах, что наиболее очевидно при сегодняшнем прослушивании многих исторических альбомов того времени (взять, к примеру, альбом Slayer ‘Show No Mercy’).

Также именно британская команда, если быть точным, пресловутые богохульники из Ньюкасла Venom записали, вероятно, первый трэшевый альбом, а именно пластинку 1981 года ‘Welcome To Hell’. Альбом этот стал абсолютным прорывом и вдохновил многие группы, появившиеся позже, и таким образом, у Великобритании в новом десятилетии была своя крутая команда. На своих первых гастролях группа выступала с такими молодыми перспективными командами как Slayer, Metallica и Exodus, которые – стоит ли в очередной раз об этом упоминать – в итоге, превратились в неоспоримых королей музыкальной сцены.

«На старых пластинках Slayer слышно влияние Maiden и Priest, – комментирует гитарист Sabbat Энди Снип, одного из наиболее важных британских трэш-коллективов, – посмотрите на Metallica, они тогда фактически хотели стать Diamond Head. А Venom были первой британской группой, которую частично можно было назвать трэшем. Не в техническом плане, конечно, но в Америке они выступали с Exodus и Slayer, и, безусловно, считались крутыми ребятами из Великобритании».

Особенно важно то, что Venom черпали вдохновение не только у Priest и Motörhead, но и у панк-рока в лице Sex Pistols, Sham 69 и The Damned.

И действительно, в начале 80-х было время, когда тяжелая музыка только начинала обретать своё лицо, и черта между тем, что считалось панком и металлом, была гораздо более размытой, чем сейчас. Зачастую это определялось скорее причёской и текстами песен, нежели музыкальными атрибутами. Хэви-метал становился тяжелее и превращался (в трэш), как и панк, породивший хардкор/краст-панк сцену, в том числе такие команды как Discharge или GBH, музыка которых часто оказывалась такой же тяжелой, как и у их коллег. Этот взаимный культурный обмен стал в Британии более чем очевидным.

Xentrix

«Хардкор в 1982 и 1983 годах был большим событием, – подтверждает гитарист британских пионеров трэша Onslaught Найдж Рокетт, которые сами начинали с хардкора, – вторая волна панковских команд вроде Discharge обладала более металлическим звучанием. Когда мы начали расти как группа и появился трэш, мы смогли добавлять больше металлических элементов в свою музыку, но все равно слышалось большое влияние хардкора. Нам нравились Priest, Sabbath, Motörhead, но нам так же нравились и Discharged и GBH – смешай их вместе и получится наша музыка. Когда мы услышали Venom – ребята играли как бы металл с грязной панковской подачей – это было нечто. Настоящая и хаотичная музыка, и все захотели играть как они».

После Venom, группа Onslaught была, вероятно, первой успешной британской трэш-командой, и выпустив важные для жанра альбомы ‘Power From Hell’ (1985) и ‘The Force’ (1986), группа смогла подписать контракт с лейблом London Records, филиалом крупного лейбла Universal. Непросто было нести знамя британского трэша в одиночку, и лишь в 80-х в Великобритании начали появляться новые группы, среди которых были популярные отечественные коллективы вроде Virus, Xentrix, Sabbat, Acid Reign – а также андерграундные группы вроде Pandemia – которые начали давать концерты. Из этой новой волны большого успеха, несомненно, добилась группа Sabbat. Вдохновленным вышеупомянутыми командами НВБХМ и коллективами процветающей американской трэш-сцены, ребятам из Sabbat не хватало панковской подачи Onslaught или Venom, и их более очевидное металлическое звучание быстро начало приобретать популярность у фэнов по всему миру, что продолжается по сей день, а всё благодаря альбомам ‘History Of A Time To Come’ (1988) и ‘Dreamweaver’ (1989), оба из которых являются «классикой» жанра.

«На нас большое влияние оказали команды Exodus, Slayer и Mercyful Fate, – объясняет Снип, – но я думаю, настоящими предшественниками были группы вроде Judas Priest и Iron Maiden. Например, в песне ‘Electric Eye’ есть элементы трэша, которые американские команды вывели на следующий уровень. С другой стороны металла были глэмеры, но трэш играли те, кто хотел отличаться от остальных и играть музыку в стиле «классического» металла».

Поскольку металл в те годы был очень популярен, армия поклонников трэша насчитывала довольно внушительную аудиторию. Крупные и успешные гастролирующие группы из США и Германии могли без проблем собрать целые стадионы. Раньше они давали в Великобритании как можно больше концертов, чем можно ожидать сегодня. Эта популярность всем сыграла на руку, и даже на концерты лидирующих британских команд приходило столько народу, сколько сегодня кажется просто невообразимым, поскольку не хватает той страстной и большой публики.

«У нас были сумасшедшие выступления, – вспоминает Рокетт, – нам даже пришлось возить с собой собственную охрану. У нас было много проблем из-за того, что местные вышибалы слишком агрессивно вели себя с подростками – избивали их и вышвыривали. Они не понимали, зачем нужно прыгать со сцены и всю эту дружескую агрессию, которая происходила прямо у них на глазах. Помню, на концерте в Бристоле выломали все сиденья, и охрана просто взяла и ушла, потому что это было настоящее безумие. Но когда мы в следующий раз там играли, проблем уже не было, потому что мы привезли свою команду охраны, и они знали как себя вести».

Несмотря на то, что британские фэны, безусловно, поддерживали родные группы, отечественные команды часто не могли выйти на международный уровень. Британцам, в отличие от своих коллег из Германии и США, редко удавалось добиться взаимности со стороны фэнов, о чём Крис Астли из Xentrix вспоминает очень подробно. Xentrix, которые (как Onslaught и Sabbat) тогда считались чуть ли не британским ответом Metallica, выпустили за несколько лет два отличных альбома – а именно, ‘Shattered Existence’ (1989) и ‘For Whose Advantage?’ (1990) – однако, несмотря на контракт с лейблом R/C Records, дочерним лейблом Roadrunner, им не удавалось прорваться на международном рынке.

«Помню, мы спрашивали свой лейбл, почему так происходит, – вспоминает он, – и они объясняли, что американская группа продаст у себя дома гораздо больше пластинок, чем британская, и именно ваш местный офис лейбла решал, оплачивать группе гастроли или нет. Мы продали 10 000 копий альбома ‘For Whose Advantage?’; но нам бы не хватило денег оплатить перелёты и месяцы гастролей по США, Японии и Европе».

Сложно не заметить, что британской трэшевой сцене не удалось добиться тех же высот и успеха, что и британским группам Новой Волны в начале 80-х, и есть люди – в том числе и гитарист Sabbat Энди Снип – которые могут объяснить истинную причину неудачи.

«Если быть предельно честным, британские команды были не достаточно хороши, – говорит Снип, – они не дотягивали до мирового уровня. Крупные успешные группы были на несколько порядков выше обычных британских команд. Многие из тех групп выходили на сцену, и было видно, что они отбывают номер и кое-как пытаются сыграть пару риффов, на мировой уровень это уж точно не тянуло. Было несколько команд, которые выступали на профессиональном уровне, но не до такой степени, чтобы продержаться лет десять. Появился гранж и всё уничтожил. Лишь единицы смогли выжить и продержаться ещё несколько лет».

И действительно, трудно поспорить с тем, что гранж моментально нанёс трэшу смертельной удар. И если американские группы, ставшие к тому времени именитыми успешными коллективами, смогли выжить в то непростое время, то британская скудная сцена просто не смогла противостоять этому удару, и многие фэны, не принявшие уличный гранж и грув-метал, пришедший из Штатов, отдали предпочтение дэт-металу. Многие группы в начале 90-х просто-напросто распались, в том числе и «Большая Британская Тройка»: Onslaught, Sabbat и Xentrix.

Sabbat

«Если вам не нравился гранж или хаус, для вас всё было кончено, – объясняет Астли, – все клубы, в которых мы выступали, закрывались, и былая металлическая сцена в 1993-1994 году полностью исчезла. Больше негде было играть и мы стали никому не интересны, поэтому нам ничего не оставалось, как распасться, поскольку в нашем существовании не было никакого смысла».

«Британская сцена может быть очень податлива трендам, и с появлением групп вроде Nirvana, трэш в одночасье умер, – соглашается Рокетт, – просто больше не было групп высокого уровня, которые смогли бы поднять дух и оказать моральную поддержку остальным командам. Мы, в свою очередь, тоже приняли неверное решение, подписав контракт с лейблом London, который похоронил нашу карьеру. Я думаю, они просто не знали, что с нами нужно делать, и решили сделать акцент на попсовый рынок. И да, мы продали много копий следующего альбома [ пластинка с более коммерческим звучанием ‘In Search Of Sanity’ (1989)], но они не дали нам время развиться и мы загнулись как творческий коллектив».

Но, несмотря на то, что история развала британского трэша в начале 90-х подошла к концу, вечно так продолжаться не могло. Как показало время, пришлось прилично подождать и каждый металлический жанр был возрождён новым поколением преданных фэнов. В случае с трэшем, это случилось в середине 2000-х. Движение возглавили такие команды как Municipal Waste и Evile из Хаддерсфилда. И теперь британские легенды 80-х почитаются фэнами, которые в большинстве своём тогда ещё даже не родились.

«Когда трэш возродился, было здорово, – объясняет Астли, который теперь снова наслаждается своей ролью фронтмена Xentrix, – я был настолько же воодушевлён и рад, как тогда, когда в юности впервые услышал тяжелую музыку. Здорово ощущать себя частью движения, которому уже не один десяток лет».

«Конечно, сейчас масштаб уже не тот, что раньше, – подытоживает гитарист Onslaught Рокетт, который также в некоторой степени наслаждается вторым шансом, – раньше были эти группы, которые приезжали в Англию и собирали аншлаги в легендарном лондонском Hammersmith Odeon. Сейчас это скорее небольшие клубы на 500-600 человек, но публика всё равно потрясающая, мы до сих пор видим знакомые лица со времён 80-х, а также здорово видеть, как юные ребята и девчонки отрываются под песни, которые мы написали ещё в те далёкие времена».

Перевод: Станислав «ThRaSheR» Ткачук






Dimon

  1. Севастополь сказал тебе 20 января, 2016 в 10:23 дп

    Спасибо! Всегда таким материалом интересовался.

    Ответить
  2. Никитосик сказал тебе 20 января, 2016 в 9:47 пп

    Вот бы тот альбом Венома сейчас да в хорошем качестве,поскольку материал то оттуда неплохой.А гранж,гранжу рознь…Alice in chains были оч.хороши,жаль вот что цраная Нирвана обогнала их по популярности.Плебс полюбил именно их,за примитивную музыку и простые риффы Кобейна.

    Ответить
  3. Blitzer сказал тебе 21 января, 2016 в 1:56 дп

    Огромное спасибо!

    Ответить
  4. Севастополь сказал тебе 22 января, 2016 в 11:41 пп

    @Никитосик:
    Полностью согласен. Так и было. Ещё Саундгаден радовал.

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы