“Load”: Осмысление творчества
Тексты альбома “Load” Джеймс сочинял, не отталкиваясь от названия, как раньше, а по «рыбе», т.е. под готовую музыку. Здесь нет глобальных проблем, трогавших его в 80-х, но это и не просто описание внутреннего состояния героя, как на «Черном альбоме», а аллегорические зарисовки, открытые для разных толкований и исполненные пониманием, что у каждого в этом мире должен быть кто-то рядом (для любви или ненависти). Как настоящий поэт, Джеймс всегда хотел, чтобы его творчество было многогранным…
Кстати, решено было не помещать полные тексты в буклет, чтобы слушатель пытался понять все сам. Именно поэтому в Интернете гуляет множество вариантов (в том числе совершенно неправильных). В конце концов отобрали 14 композиций, так как больше на компакт-диск не помещалось. Название выбирали долго и остановились на рабочем названии одной из композиций – коротком и многозначном. «Груз», «бремя», «заряд», «загрузка», «обилие», «количество спиртного, необходимое для опьянения» (именно в этот период Джеймс захотел завязать с алкоголем, но больше чем на год его не хватило). Кому что ближе. Итак, давайте ближе к делу, то есть осмыслению песен данного альбома…
1) «Ain’t My Bitch»:
Понять, о чем говорится в первой композиции данного альбома, не так уж и просто. Фразу в названии можно перевести как «Не моя проблема». Герой произносит ее, обращаясь к кому-то и прося оставить его в покое. В середине вновь появляется приглушенная гитара, после чего следует неплохое слайдовое соло. Последние слова «You ain’t mine» наводят на мысль, что речь в песне вполне может идти о «суке», которая уже не принадлежит герою, т.е. он с кем-то расстался и не хочет, чтобы эта женщина его беспокоила. Наконец Хетфилд вспомнил о еще одной благодатной теме для написания текстов.
2) «2×4»:
Текст вновь лишен конкретики. Хетфилд обращается к кому-то, кто ему явно несимпатичен, с намерением разобраться с этим человеком. Припев полон различных эмоций – гнев, неприятие, удивление, что на вызывающие слова нет ответа. Герой явно хочет раззадорить противника: «Я не слышу тебя. Скажи мне что-нибудь». Странное название первоначально было рабочим и означало два риффа, повторяющиеся четыре раза, но затем был придуман подходящий текст, поскольку как прилагательное «two-by-four» означает «узкий, ограниченный». Именно таким кажется герою человек, с которым он пытается заговорить. Фраза «Пора встретиться с моим Господом», видимо, означает, что герою осталось недолго жить. В середине темп замедляется, гитары рисуют интересные вязи, а потом следует пронзительное соло, создавая ощущение, что даже гитара хочет, чтобы герою наконец ответили. Последняя фраза «She don’t take no more», т.е. «Она больше не выдерживает», коренным образом меняет ситуацию, ведь получается, что герой обращался к женщине. Становится понятным эротический подтекст слов «friction» («трение» и «фрикция») и «fusion» («слияние»), и выходит, что темой композиции являются непростые отношения полов, при которых страсть может превратиться в ненависть, когда даже и разговаривать с человеком, которого вроде бы любил, уже не хочется.
3) «The House Jack Built»:
Герой Джеймса открывает дверь в свое убежище. Вокал звучит весьма впечатляюще, особенно когда Хетфилд тянет последний гласный во фразе «Пусть начнется представление». Музыка мистична, и загадочности ей, помимо всего прочего, придает бэк-вокал без слов. Голос отдается эхом, но эхо довольно странное и словно существует само по себе. Особенно это чувствуется в следующем куплете – это прямо-таки потусторонние голоса, сопровождаемые ворчащей гитарой, из-за чего атмосфера приобретает шизофренический оттенок. Герой песни стремится в «дом, который построил Джек». В общем-то, этот английский стишок является прекрасной аллегорией нашей жизни, где присутствует полная неразбериха, но одно неразрывно связано с другим. Однако безопасно ли в храме, который вот-вот опрокинется? Фразы вроде «Мое тело, мой храм» или «Я дрожу, когда принимаю грех» наводят на мысль, что речь в песне идет о выпивке и последствиях ее приема. Она позволяет человеку ощутить себя выше других, но от этого только больнее падать вниз. Вероятно, Джек – это сокращение от «Джек Дэниэлс», да и у поэта-битника Джека Спайсера, умершего от алкоголизма, есть книга с таким же названием. Интересным получилось соло: сначала гитара звучит вполне нормально, но затем начинает выть и плакать одновременно – фактически реветь, как человек, которому очень больно.
4) «Until It Sleeps»:
Как мы помним, мать Джеймса, религиозная женщина, умерла в 1980 г. от рака, не желая пользоваться услугами врачей. К сожалению, в 1996 г. рак забрал и отца Хетфилда. Жесткость возникает уже после двух первых строк, а припев очень эмоционален. Герой обращается к отцу с просьбой помочь преодолеть боль, смыть грязь, удержать его, пока боль и ненависть не уснут. В то же время это, возможно, и Иисус, говорящий с Богом. Недаром же красочный клип, возникший благодаря «Саду земных радостей» Босха, полон христианских образов. Тогда понятна фраза «Скажи мне, почему ты выбрал меня», но дальнейшее – «Не хочу твоей власти, не хочу твоей алчности» – несколько не вяжется с традиционным образом Христа. То же самое можно сказать и о словах «Я разорву себя, заставлю тебя исчезнуть. Больше ты не причинишь боль никому». Что же, современный Иисус сомневается в том, что Бог – это олицетворение добра и справедливости, и ощущает лишь боль, страх и ненависть.
5) «King Nothing»:
В песне Хетфилд говорит о людях, одержимых страстью завладеть в этой жизни всем, но в конце концов остающихся у разбитого корыта. В соло соединились сочувствие и осуждение. В середине музыка возвращается к начальной теме, а вокал пропущен через примочки: «Осторожнее с тем, что желаешь, ведь можешь пожалеть. Осторожнее… а то вдруг ты это получишь». Конкретного прототипа у героя песни не было (хотя в предположениях назывались царь Мидас, король Лир и даже Дейв Мастейн), но однажды в Нью-Йорке Джеймс понял, что она именно об этом городе давящих, взирающих на тебя небоскребов – памятников жадности, в которых живут и работают такие же люди. Учитывая события 11 сентября 2001 г., можно сказать, что слова «замок разрушен» звучат пророчески. Заканчивается тема под затихающий гитарный вой фразой «Off to Never Never Land» – как воспоминание о песне «Enter Sandman», где также говорилось о стране грез.
6) «Hero of the Day»:
В начале композиции Джеймс поет: «Мама, они пытаются меня сломить». Далее, говорится о тех, кто ищет героев в газетах и телепередачах, не понимая, что героями могут быть обычные люди, которых можно встретить на улице. Наиболее тяжелой и быстрой музыка становится на припеве, где говорится о снах и кошмарах, из-за которых люди, видимо, и пытаются найти в этой жизни какого-нибудь героя. Заканчивается все многократным повторением фразы, звучавшей в самом начале. Возможно, Хетфилд действительно обращается к умершей матери, прося у нее поддержки.
7) «Bleeding Me»:
Композиция, реально хватающая за душу. Начинается она как баллада. Голос Джеймса звучит проникновенно и лирично. Его герой – человек, подвергающийся страданиям, но он сам является их причиной: «Этот шип у меня в боку с дерева, которое я посадил». После первого вокального фрагмента музыка утяжеляется, во второй раз тяжесть уже не уходит, а на припеве риффинг делает звучание еще тяжелее. Мы сочувствуем герою, который сам себя заставляет истекать кровью. Главная мысль этой несколько мазохистской песни, вероятно, такова: не обращайся с кем-либо плохо, если не готов, чтобы с тобой обращались так же. В середине возникает одинокий риффинг, присоединяются ударные, голос Джеймса дублируется искаженным бэк-вокалом. Герой просит в качестве лекарства кровопускание, ибо только так может очиститься, т.е. убрав все самое плохое из себя вместе с кровью. Припев становится тяжелее и эмоциональнее: «Я сам пускаю себе кровь. О, я не могу этого выдержать». После великолепного пронзительного соло повторяется начальная мелодия и первый куплет. Герой настроен оптимистически, несмотря на жизненные перипетии.
8 ) «Cure»:
И вновь Джеймса поет о присущем человеку желании находить выход из трудных ситуаций. Но каждый решает проблемы по-своему: кто – вышибая себе мозги пулей, кто – прикладываясь к бутылке и думая, что зальет горе спиртным, кто – приглашая к себе нелюбимого человека и пытаясь так заполнить пустоту в сердце; и все эти люди ошибаются. Что же, каждому нужно лекарство, ведь у каждого есть какая-то болезнь. Соло получилось запоминающимся, но коротким. Когда музыка затихает, под ритм, ведомый ударными и риффующей гитарой, Джеймс много раз повторяет: «Я действительно верю» (в то, что всем необходимо лекарство, и, видимо, в то, что можно излечиться).
9) «Poor Twisted Me»:
Герой этой песни жалеет самого себя, потому что его жизнь – сплошное несчастье и печаль. Он словно тонет в море, пытаясь добраться до берега, и был бы рад, если бы кто-то помог ему.
10) «Wasting My Hate»:
В данной композиции Джеймс просит кого-то не тратить на него ненависть, а он тогда не будет тратить свою. Идея песни возникла из истории, приключившейся с приятелем Джеймса – Уэйлоном Дженнингсом. Тот сидел в забегаловке и вдруг увидел в окно, что на него из машины уставился какой-то тип. Ответные взгляды Уэйлона были полны ненависти. В конце концов он решил поговорить с этим типом, но, подойдя к машине, обнаружил, что тот спит, и подумал: «Вот блин, я впустую потратил на этого парня свою ненависть». Ненавидеть кого-то действительно может надоесть, так что герой не хочет больше злиться на кого-то.
11) «Mama Said»:
Джеймс посвятил эту еще одну глубоко личную композицию умершей матери. Он вспоминает, как она наставляла его, говоря, что «жизнь – это открытая книга», которую не следует «закрывать, пока она не прочитана до конца», и что «самое яркое пламя сгорает быстрее всего». На припеве вступают ударные, а электрогитара играет грустную блюзовую мелодию. Перед следующим куплетом к акустической гитаре время от времени добавляются грустные аккорды электрогитары. Музыка и вокал постепенно становятся эмоциональнее. Джеймс хотел дистанцироваться от матери и найти собственный путь и рано покинул родной дом. Теперь к нему приходит осознание, что он всегда воспринимал любовь матери как нечто само собой разумеющееся, но когда ему захотелось оказаться в ее теплых объятиях, он понимает, что мать уже давно умерла…
12) «Thorn Within»:
Атмосфера песни мрачна и тревожна. Герой, видимо, пришел к священнику на исповедь: «Прости меня, отче, ибо я согрешил. Я нахожу себя виновным в том, что внутри себя чувствую жизнь». При этом он видит, что, несмотря на признание, его не хотят простить, ведь он словно заноза, словно кость в горле. Однако имеет ли право человек осуждать кого-то, если каждый грешен по-своему? Соло выражает сочувствие, но заставить другого человека сочувствовать будет гораздо сложнее.
13) «Ronnie»:
В основу данной композиции лег реальный случай: в 1995 г. в одном из городков штата Вашингтон мальчик взял с собой в школу пистолет и стал стрелять. Джеймс оставил все как есть – имя Ронни, фамилию Браун, прозвище Хмурый (Frown). К сожалению, эта песня повлекла за собой некие последствия. Если припоминаете, 17 октября 2003-го года некий 29-летний Рональд Питуч (Ronald Pituch) убил свою мать и соседа-подростка, заявив, что к совершению преступления его подтолкнула именно песня группы Metallica. На суде убийца рассказал, что его действия “«направляла” именно песня “Ronnie”, посвященная мальчику, который “никогда не смеялся и не улыбался, лишь разговаривал сам с собой”, а потом перестрелял всех детей из своего маленького городка. Суд над Питучем, состоявшийся 4 января 2005-го года, вынес вердикт - 45 с половиной лет тюремного заключения…
14) «The Outlaw Torn»:
В этой непревзойденной песне Джеймс поет запоминающийся рефрен: «И вот я жду всю свою жизнь тебя». У его героя умерла любимая, и теперь он пытается найти ей замену; он ищет свое счастье, но что-то никак не получается. Музыка становится тяжелее, а Хетфилд кричит: «Я – истерзанный изгой». Прекрасно звучит куплет, в котором Джеймс отвечает на короткие фразы Джейсона: «Увидь меня», «Услышь меня», «Удержи меня», «Спаси меня». Инструментал в середине довольно продолжителен: под пульсирующий, как и прежде, бас сначала гитара издает звуки, напоминающие середину Deep Purple’овской «Fools», где имитируется виолончель, а затем следует собственно соло – невероятно пронзительное, просто пронзающее насквозь, кричащее, вопящее, разрывающее на части. Великолепно!!! После повторения куплета следует еще один инструментал, заканчивающийся диминуэндо. Композиция была на минуту больше, но не вмещалась на компакт-диск – и пришлось сократить. По-моему, так даже лучше, поскольку так получается, что поиски героя еще не закончились. Полная версия есть на сингле, выпущенном почему-то аж в ноябре 1997 г…
ШИКААААРНО!
ОтветитьСамое мозгоразрывающее соло Кёрка. Самая жутчайшая бас-линия Джейсона. Самый сумасшедший вокал Джеймса. Всё это - The Outlaw Torn. Одно из немногих произведений, от которого бегут мурашки, и встают дыбом волосы на затылке.
Ответитьотлично.побольше бы такого материала!)
ОтветитьРебят, а мне вот кажется, что и в первой песне и во второй всё обоссаться как просто и понятно:о
Первая - скажем так, про плохого друга, про предателя, про мелкого человека, про человека-подставу (”никакого иного пути, кроме как поражение, когда ты рядом - без дураков”), припев по-крайней мере а вторая - про “сами знаете что”, и вовсе там не угрозы расправы, а “угрозы расправы” над женщиной:D Мол, я как схвачу тебя, да как встряхну тебя, я буду тем, кто “уделает” тебя и всё такое прочее. А далее томно тянутся слова “трение”, “слияние” и т.д. всё тут ясно, по-моему:))
ОтветитьAin’t My Bitch и Bleeding Me надо в список классики металла или хотяб просто рока
Ответитьhouse jack …., king nothing, outlaw torn, …. . ДА Я ОБОЖАЮ ЭТОТ АЛЬБОМ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
ОтветитьОдин из моих любимых альбомов!
ОтветитьОчень кайфово, много нового узнал про свой любимый альбом. Не соглашусь только с иртерпретацией Untill it sleeps, она , кажется, однозначно исключительно про рак. Bleeding me это о том, что хотел как лучше, а вышло как всегда, и теперь вот все мои старания обернулись шипом в боку, который я выдрал, как пиявку, и теперь из меня кровит. Ох, Bleeding Me. Самая недоцененная рок-песня с самого недооцененного рок-альбома в истории. Много бы дал, чтоб вместо этих рефлексивных попыток в неактуальный трэш, они записали бы что-то такое многообразное и глубокое, как Load. Там действительно есть во что погрузиться, погружаюсь с гитарой и без нее уже 26 лет, и не надоело, и что-то новое постоянно нахожу до сих пор. Великая запись!
Ответить