«Битва титанов». Когда трэш покорил мир

Написал Dimon 2 июня, 2021 в Anthrax, Megadeth, Slayer, Цитаты и Интервью

[Материал из журнала "Metal Hammer" за июль 2021 года *]

Тридцать лет назад ведущие трэш-команды, наступив на горло собственной гордости, отправились в тур «Битва титанов»: эпичное турне, которое выведет их музыкальную сцену на небывалый мировой уровень…

К концу 80-х четыре группы стали королями процветающей трэш-сцены: Metallica, Slayer, Megadeth и Anthrax. И пусть они еще не назывались «Большой четверкой», каждая группа выпустила эпохальный альбом, продемонстрировав огромный потенциал жанра. Но Metallica быстро вырвались в лидеры, когда их альбом «And Justice For All» (1988) попал в первую десятку американского хит-парада “Billboard 200″.

«Ребята из Metallica были недосягаемы – им ничего ни от кого не было нужно. Они выбрали свою дорогу; я думаю, они решили для себя, что с трэшем для них покончено, и ставили себе более высокие цели», – говорит гитарист Slayer Керри Кинг.

Однако коллеги Metallica не собирались упускать возможность добиться успеха. Был разработан план: отправить Slayer и Megadeth в совместное турне, где они смогут выйти на стадионный уровень Metallica.

Совместные концерты не были чем-то новым. За десять лет до этого прошел тур Metal for Muthas – Motorhead, Samson и Saxon выступали в разные дни, а на разогреве у них играли молодые группы . Тот тур помог популяризовать НВБХМ, из которой фактически и родился трэш. Но «Битва титанов» была чем-то совершенно другим: союзом лучших представителей, которые сообща могли добиться большего, нежели в одиночку. Перед вами история о том, как «Битва титанов» устроила революцию в гастрольном мире, выведя трэш в высшую лигу и укрепив концепцию «Большой четверки».

Всё началось в Европе. Совместный тур Slayer и Megadeth был организован для того, чтобы преодолеть огромную пропасть, существовавшую между залами на 2-5 тысяч зрителей и крупными аренами (вместимостью 16 000 человек). Были проблемы с логистикой: объединить двух лидеров трэшевого движения оказалось тяжелой задачей, и приходилось уладить все детали, чтобы убедиться, что обе группы достойно и в равной степени представлены на афише. Началась битва…

Джон Джексон (основатель концертного агентства K2): У нас уже был тур, который одобрил менеджер Slayer, Рик Сейлс. Приблизительно в то же время парни из Megadeth тоже искали, с кем поехать, поэтому я подумал: «А разве будет не здорово, если мы их объединим?» На первый взгляд, затея не гарантировала успеха, но это была одна из причин, почему мы устроили этот тур – мы считали, что вместе эти группы могут добиться большего успеха, нежели в одиночку.

Дэвид Эллефсон (Megadeth): Мы считали, что, если Megadeth поедут в тур со Slayer – а позже и Anthrax – то сможем достичь такого же успеха, что и Metallica. К тому времени мы уже не раз работали вместе – Керри даже в самом начале успел поиграть в Megadeth.

Керри Кинг (Slayer): Играть с Megadeth было круто! Я согласился лишь потому, что дико котировал Мастейна – я видел, как он играл с Metallica, когда они еще были группой из Южной Калифорнии. Я охренел, когда увидел, как Масти на сцене нарезает соляк, а сам даже не смотрит на гитару. Я отыграл с Megadeth первые пять концертов, и было здорово; предложение Дэйва я счел за честь.

Джон Джексон: Мы придумали название «Битва титанов», потому что, во-первых, классно звучит, а во-вторых, это и есть самая настоящая битва!

Дэвид Эллефсон: Это было совместное усилие, где нужно было наступить на горло собственной гордости и сплотиться. Вот это, возможно, была самая мощная битва титанов – не с внешним миром, а друг с другом! Кто закрывает шоу, кому сколько времени дают на выступление… эти вопросы обсуждались и превратились в нешуточные переговоры за кулисами. В Европе порядок выступающих был утвержден: Slayer закрывали, а Megadeth выступали третьими, и я до сих пор считаю, что это ЛУЧШИЙ вариант, поскольку у фанатов еще куча энергии, и от пива еще не так срубает!

Керри Кинг: Я бы ВСЕГДА предпочитал закрывать шоу. Плевать, кто играет перед нами – мы их все равно уделаем.

* * * * *

«Битва титанов» началась в Бельгии 22 сентября 1990 года. И вскоре стала самым горячим событием, и город за городом скупали все билеты. Ребята вихрем пронеслись по Швейцарии, Италии, Испании, Нидерландам, Франции, Германии, Швеции, Дании и Великобритании. Компанию Slayer и Megadeth составили ровесники из района залива Сан-Франциско, группа Testament, и лос-анджелесские кроссоверщики Suicidal Tendencies, представлявшие новую поросль трэша. Жанр переживал коммерческий и критический пик, и каждая из групп только что выпустила – либо собиралась выпустить – переломные для их карьеры пластинки.

Дэвид Эллефсон: Slayer собирались выпустить «Seasons In The Abyss», а мы работали над «Rust In Peace». Гастроли вывели нас на арены, поэтому событие, знаешь ли, было большое. Testament выпустили «Souls of Black», и хеви-метал переживал особенное время.

Керри Кинг: НЕВОЗМОЖНО собрать две группы вместе, не говоря уже о четырех. Коллективы, выпустившие мощные успешные альбомы, не гастролируют вместе, а тут у нас четверо и четыре жирнейших альбома. Suicidal выпустили «Lights, Camera…» охренительная пластинка!

Чак Билли (Testament): «Битва титанов» стала для нас большой возможностью – появился шанс отыграть несколько настоящих шоу в таких местах, в которые мы могли бы заехать только в рамках фестиваля. Мы никогда не выступали на таких больших аренах. Вскоре мы поняли, что надо выпустить новую пластинку, чтобы поехать в тур. Круто – погнали в студию, выпьем пивка и слабаем несколько песен!

Дэвид Эллефсон: Мы с Масти с первых дней считали Megadeth стадионной группой – не стоит забывать, что поначалу была такая концепция до того, а потом стало реальностью. Помню, сидел в квартире на Сайкамор-авеню [в Голливуде], и мы все это обсуждали, вплоть до имен – как нам быть в группе, где два Дэйва? Тогда у нас было только видение, на базе которого и появилась группа.

Чак Билли: После тура мы смогли выступить в Европе в качестве хедлайнеров. Мы долго и упорно четыре года трудились над нашей музыкой и реально хотели доказать, что чего-то стоим – а именно, роли хедлайнеров. Остальные ребята были классными и приземленными, поэтому все мы могли выйти на сцену и дать жару!

* * * * *

Однако без происшествий не обошлось. В то время мы спрашивали фронтмена Suicidal Tendencies Майка Мьюира, как идут дела. «С ребятами из Slayer у нас никаких проблем пока не было, они классные. То же самое касается и их техников» – сказал он. А Megadeth? «Мы их не видим, и я этому очень рад», – ответил Майк. Помимо всего прочего, два Дэйва из Megadeth только-только завязали с наркотой.

Чак Билли: За пару лет до этого мы гастролировали с Megadeth, и Дэйв [Мастейн] курил, бухал и все в таком духе, поэтому в том же 91-м ребята были совершенно другие – Мастейн нам постоянно запрещал курить в здании! А мы были молодые, горячие, и отвечали ему: «Чувак, ну это твои проблемы, а не наши», но им было, наверное, тяжеловато. Мы были совсем «зеленые», поэтому не отдавали себе отчета в том, что стоит на кону.

Керри Кинг: Много лет уже прошло, но мы с Дэйвом [Мастейном] можем быть в контрах десятки лет, а потом совершенно нормально общаться, и опять это может длиться десятилетия. В то время я с Масти как раз был в контрах, но мы справились. Забавно все это – когда мы давали концерты «Большой четверки» в 2010-х, он меня отвел в сторонку и сказал: «А знаешь, мы ведь с тобой единственные, кто играл в двух группах из “Большой четверки”». Но во времена «Битвы титанов» обе наши группы находились на пике, поэтому мы не собирались друг другу уступать, от чего каждое выступление стало еще более особенным для фанатов.

Дэвид Эллефсон: Поскольку мы были в завязке, мы не могли зависать и отрываться с остальными ребятами. Наш менеджер Рон Лаффити здорово нам в этом помогал. Его иконой был Пэт Райли из «Лейкерс», поэтому он хотел командной игры и сосредоточиться на том, чтобы направить талант в нужное русло. Мы маршировали с ним в одном направлении. Он фактически собрал нас по кусочкам, помог протрезветь и организовал нам встречи с группой, и собрания, где мы находились трезвые… делал все, чтобы помогать нам и направить на путь истинный.

Чак Билли: Безусловно, мы сталкивались лбами – особенно Керри и Дэйв Мастейн, да и я с Мастейном… Дэйв Мастейн с Дэйвом Мастейном… ха-ха! Но в конечном итоге мы провели потрясающий тур.

* * * * *

Какими бы ни были межличностные конфликты, «величие» было, безусловно, достигнуто. Первый этап «Битвы титанов» закончился невероятным шоу на стадионе «Уэмбли» 14 октября 1990 года – Slayer использовали кадры в своем клипе на песню “War Ensemble”. Но группы не могли почивать на лаврах, и довольно скоро последовало продолжение. Anthrax взяли в качестве третьего хедлайнера, и группы решили каждый вечер чередовать выход на сцену. Разогревом всегда была темная лошадка: Alice In Chains.

Скотт Ян (Anthrax): Наша пластинка стала «золотой» в Штатах, и мы сидели в гримерной, выступая с нашими кумирами, Iron Maiden. Но поступило предложение поехать и сыграть на тех же самых аренах всего лишь пару месяцев спустя. Наша реакция? «А на кой черт нам все это надо? Мы и сами в состоянии собрать арены», поэтому поначалу мы отказались. Но когда сошли со сцены в тот вечер, пришел еще один факс, о-о-о-очень длинный, где подробно объяснялось, почему стоит прокатиться!

Дэвид Эллефсон: Боже, благослови Alice In Chains, они реально были лишними на этом празднике. Гастролируя по Европе в начале 1991-го, мы были в Volkhaus, Цюрихе, где увидели The Almighty, и мы с Марти [Фридманом, гитаристом] увидели в расписании название Alice In Chains (Алиса в цепях) и подумали: «Что за нелепое название? Что это еще за шуты?», решили, что это какая-то местная банда. И мы всей группой [Megadeth] решили подняться и посмотреть, и просто ОХРЕНЕЛИ! Тут же позвонили Рону и сказали, что надо брать эту банду с собой в тур.

Керри Кинг: Поначалу мне это жутко не нравилось! У них только и была, что песня про «Чувака в ящике» (Man In The Box), и меня от нее тошнило. Больше я ничего про них и не знал, потому что по MTV постоянно крутили только этот клип. Но мы посмотрели их живьем, зависли с ними и заценили выступления остальных групп. Лейн [Стейли] был, наверное, лучшим певцом нашего поколения – суперзвездой с голосищем, которым обладают единицы!

Дэвид Эллефсон: Мы-то знали, что фанаты трэша не признают ничего другого. Если не играешь трэш – П*ЗДУЙ ОТСЮДА! Но после «Битвы титанов» Alice In Chains сыграли с Van Halen и стали суперзвездами, поэтому и такое бывает! Меня всегда поражала их трудовая этика, они не боялись прыгнуть в траншеи и принять на себя удар – бесстрашные парни!

Американская часть тура началась в Далласе 16 мая 1991 года. 28 июня был организован специальный сет для передачи «Бал башкотрясов», появление новых звезд металла. Ребята отыграли в Мэдисон-сквер-гарден (Нью-Йорк). Это было переломный момент для трэша в Штатах, связанный чувством анархии; толпа из 19 000 человек взбесилась и стала швырять на сцену предметы – когда разъяренный Том Арайа вспоминал в интервью MTV после выступления своей группы. Местные герои Anthrax вынуждены были выждать паузу, поскольку переживали, как публика отреагирует на особенный сюрприз, который они приберегли для выступления в родных стенах в качестве хедлайнеров.


Скотт Ян: Мы пригласили на сцену Чака Ди и Флейва [из Public Enemy] исполнить “Bring the Noise”. Это было безумие, потому что мы понятия не имели, как отреагирует толпа. Это же была оголтелая толпа фанатов Slayer! Мы не знали, понравится им или они будут орать: «Пошли на х*р отсюда, не надо смешивать свой рэп с металлом!». Но как только мы с Чаком и Флейвом вышли на сцену, тут же почувствовали чумовую энергию, ничего подобного я не ощущал! Это был настоящий отрыв башки!

Дэвид Эллефсон: Это был родной город Anthrax, и я ими гордился, ведь это был их день. Выступить на Мэдисон-сквер-гарден – огромное событие, и большинство амфитеатров были крутыми. С нами был Рики Рахтман из «Бала башкотрясов». Но мы были любимчиками MTV, а все потому что – трэш-группа, а не голимые глэмеры. К тому времени глэмеры уже вымирали, поэтому группы вроде Metallica и Queensryche занимали высшие места. Мы видели, как после нас поднимается волна Сиэтла. В мире музыки, безусловно, происходили серьезные изменения.

Скотт Ян: На некоторых аренах никогда не было концертов без сидений – в том же Мэдисон-сквер-гарден. Я тут же понял, что это серьезная проблема, потому что промоутеры и сами концертные площадки еще не знали, что такое мошпит. Около половины площадок не хотели убирать сиденья. Они говорили нам: «Мы проводим концерты 40 лет, не надо нас учить, что делать», а потом после одного такого шоу 10 000 сидений были уничтожены. После тура все площадки стали использовать на метал-концертах фестивальные сиденья.

* * * * *

Вся междоусобица, которая появилась в прессе во время европейской части тура, сошла на нет, и группы отлично проводили время. Они были молоды и покоряли арены, и Дэвид Эллефсон назвал то время «летом хэви-металлической любви»

Dimon

Дэвид Эллефсон: Между ребятами из Megadeth и Slayer начиналась небольшая перебранка, особенно из-за того, что мы стали вести совершенно разный образ жизни. Думаю, с этого и началось швыряние едой – кто-то бросил кусок хлеба, и вдруг по всей комнате стала летать индейка. У парней из Anthrax всегда была самая вкусная еда. И вот они там поглощают индейку, а мы просим у них изюм! Ха-ха-ха!

Скотт Ян: У всех был одинаковый райдер! Что же касается швыряния едой… Сомневаюсь, что это правда! Том [Арайа], конечно, валял дурака, но Чарли [Бенанте] ДЕЙСТВИТЕЛЬНО получил рыбой по плечу. Помню, Том заорал: «СНОВА РЫБА-МЕЧ!», и швырнул свою тарелку за спину. Рыба полетела и упала прямо на плечи Чарли. Никто не расстроился – мы ржали как ненормальные.

Керри Кинг: Мне больше всего нравилось собирать группы – не так просто скоординироваться с остальными, особенно это касается музыкантов, которые переживают славную карьеру. И если всё же получается – это круто. Мы собрались вместе и всем показали, что трэш-метал прекрасно себя чувствует!

Дэвид Эллефсон: Это было лето любви для металлистов. Все обливали друг друга пивом, телки поднимали футболки и показывали сиськи… рок-н-ролл в чистом виде, чего обычно на трэш-концертах не происходило. Помню, мы здорово пообщались с Джеффом Ханнеманом [гитаристом Slayer] в баре отеля. Он сидел и пил пиво, и, казалось, мы болтали вечно. Приятные воспоминания о Джеффе, несмотря на адские оголтелые песни, которые они сочинял, он был добрым и милым парнем. Я восхищался его прямотой и принципиальностью. Он сидел один, отдыхал и сам себя развлекал.

Скотт Ян: Джефф с Керри умудрились достать оружие для пейнтбола, и их техники тоже достали. Они решили, что ржачно будет обстрелять нас, вылетев из номера, когда мы шли по коридору. В общем, все пошли и купили себе оружие, и это превратилось в ежедневную беспощадную войну. В «Хилтоне» в Индиане кто-то открыл дверь на крышу, и мы приняли взрослое решение залезть туда и обстрелять огромный стенд «Хилтона», пока на нем не было 40 разных цветов! Пришлось потом отмывать – баблом. Заплатить 10 000 баксов! К счастью, мы скинулись и возместили ущерб.

* * * * *

Концерты «Битвы титанов» в Америке превратили Slayer, Megadeth и Anthrax не просто в рок-звезд. Это был апофеоз, который привел к идее «Большой четверки». Когда кто-нибудь спрашивает: «А почему такая-то группа не в “Большой четвёрке”?», ответ прост: а кто еще отыграл в туре настолько важном для металла – туре, который совершил революцию в мире гастролей и заставил обратить на себя внимание мейнстрим?

Джон Джексон: «Битва титанов» стала заделом на будущие совместные туры, и не в последнюю очередь Unholy Alliance (нечестивый союз), который устроили Slayer (сначала с Slipknot/Mastodon/Hatebreed в 2004, затем Lamb of God/Children Of Bodom/Mastodon/Thine Eyes Bleed в 2006 и наконец Trivium/Mastodon/Amon Amarth в 2008]

Керри Кинг: Каждый тур мы двигались вперед – даже когда нам это было не нужно. Но в конце 80-х трэш переживал пик, потому что после этого появился гранж и уничтожил всех вокруг. Музыка изменилась и нам фактически пришлось ждать, когда мы снова сможем стать крутыми и успешными. Случилось это в период альбома «God hates Us All».

Скотт Ян: Не помню, чтобы нас тогда называли «Большой четверкой» – этот термин еще не использовали. Metallica были недосягаемыми гигантами, поэтому вполне логично, что термин «Большая четверка» описывает те группы, устроившие в 90-х масштабный аншлаговый тур по Штатам.

Дэвид Эллефсон: Были слухи, что идея «Большой четверки» пришла в голову музыкальному журналисту Малкольму Доуму. Сомневаюсь, что он об этом знает, но, безусловно, об этом стали говорить именно после «Битвы титанов». Это нечто особенное. Мы выжили и теперь можем об этом рассказать!

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук

* - иностранная пресса печатается на месяц вперед


Dimon

  1. pycuk сказал тебе 2 июня, 2021 в 12:17 пп

    Эх, жаль, что я тогда был пацаном и жил в СССР…

    Ответить
  2. Севастополь сказал тебе 2 июня, 2021 в 8:15 пп

    Великолепнейшая статья и интереснейший материал! Огромное спасибо за перевод.

    Ответить
  3. Skepticism сказал тебе 2 июня, 2021 в 9:00 пп

    “Дэвид Эллефсон: …телки поднимали футболки и показывали сиськи…”
    Хе-хе, вон уже тогда начал проявляться, гадкий извращенец))

    Афигенная статья, спасибо!!

    Ответить
  4. Cliff-Burton сказал тебе 3 июня, 2021 в 10:01 дп

    спасибо парни, почаще б!

    Ответить
  5. Dimma сказал тебе 3 июня, 2021 в 12:25 пп

    Классная статья, события, воспоминания, ну и само время!

    Ответить
  6. anokhin666 сказал тебе 3 июня, 2021 в 11:24 пп

    С этих выступлений у Слэйера вышел отличный концертник Декада Агрессии на двойном СиДи, только у них почему то, насколько я знаю. Имеется в коллекции это издание.

    Ответить
  7. Севастополь сказал тебе 4 июня, 2021 в 2:29 пп

    @anokhin666: Видео должны были выпустить. Но, не понравилось музыкантам. Боже Мэджик только выпустили

    Ответить
  8. Stormbringer сказал тебе 4 июня, 2021 в 5:49 пп

    Хорошая статья, действительно хэви метал переживал особенное время. С удовольствием прочитал и посмотрел
    фотки, понастальгировал.

    Ответить
  9. ПАША SLAYER сказал тебе 5 июня, 2021 в 11:16 дп

    В этом году каждый альбом был гениальным, кроме ANTHRAX . Уж больно он коммерческий. Вообще его не слушаю

    Ответить
  10. Севастополь сказал тебе 5 июня, 2021 в 3:10 пп

    @ПАША SLAYER:
    Anthrax 1990 - офигенный! В истории группы тоже значение, что для Металлики диск 1988.

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы