Metallica. Симфония для дьявола

[Материал из журнала "Kerrang!" за сентябрь 2019 года]

Отмечая 20-летие эпохального концерта с симфоническим оркестром Сан-Франциско, Metallica пригласила поклонников со всех уголков земного шара на единственную уникальную репризу S&M² в родных стенах. Ещё масштабнее и смелее, чем в прошлый раз звучит величайшая металлическая команда на пике экспериментальной формы. Рок-событие десятилетия? Не исключено…

«Знал ли он, что с рассветом жизнь его изменится навсегда? Он отправился в моря, но сбился с курса, влекомый блеском золотых гор…»

Джеймс Хэтфилд проникновенно поёт в центре сцены, сжимая микрофонную стойку, он стоит без гитары, за которой всегда прячется. Вокруг него – сотня классических виртуозов симфонического оркестра Сан-Франциско, погруженных в оркестровые аранжировки ‘Unforgiven III’ (с альбома 2008 года ‘Death Magnetic’) и 18 000 фэнов, замершие от восторга, эйфории и полного недоверия. Но без шестиструнного костыля, ворчащего электрического аккомпанемента и остальных участников своей команды фронтмен Metallica ещё никогда не казался настолько дерзко уязвимым и совершенно ОДИНОКИМ.

Неожиданно. Вдохновляюще. Бесстрашно. Это лишь немногие среди бесчисленного количества незабываемых моментов этого волшебного концертного вечера.

Полгода – на самом деле, двадцать лет – лихорадочного ожидания в итоге привели к этому. Когда 18 марта просочилась новость о том, что ‘Tallica вновь вернётся к одному из своих смелых и дерзких исторических моментов, отпраздновав его 20-летие, поклонники со всего земного шара замерли в ожидании и недоверии.

«Вы знаете, как мы любим делать что-то впервые, и мы с огромной гордостью представляем родной Сан-Франциско – гласило обезоруживающе прямолинейное заявление – на этот раз будет особенно интересно, поскольку мы выступим на открытии спортивной арены Chase Center с симфоническим оркестром. Билеты поступят в продажу в пятницу…»

Однако билеты на сие мероприятие достать было крайне сложно. Пришлось соревноваться с любителями симфонии, давними участниками баскетбольной ассоциации «Голден Стейт Уорриорз» (которой и принадлежит данная спортивная площадка). Многим не повезло и они остались без билетов, но столько же попадёт сегодня вечером внутрь.

Есть и те, кто всеми правдами и неправдами готовы достать билет и заплатить перекупщикам в несколько раз дороже. Вот где проявляется человеческая алчность и азарт. Отели уже и без того дорого центра Района Залива подняли цены в пять раз, и даже в самых немормонских модных барах из колонок раздаются риффы. Знайте: S&M² - это не главное событие в городе – это главное событие на планете Земля…

Открываются двери, и вокруг творится настоящий хаос. Море металхэдов отделяет их от других жителей города – резкий диссонанс вальяжных беспечных местных, зажиточных богачей и огромного населения бездомных, портящих облик города – и все они направляются к восточной прибрежной части западного берега залива Сан-Франциско. Ожидание выражается криками и гулом, огромные очереди тянутся до самой концертной площадки и рядом с ней, где стоят столы с атрибутикой и дюжиной различных футболок и других предметов аксессуара. Даже сейчас многие не могут поверить, что они здесь, и банды фэнов отваживаются лишь на эмоциональный крик, когда отрывают корешки их билетов. Металхэды проходят через охрану и разбредаются по лабиринтам этой ультрасовременной спортивной площадки.

Внутри огромного пространства футболки с изображениями металлических групп смешиваются с серьёзными фигурами в смокингах. Многие фэны прилетели со всей Северной Америки, но в зале полно фэнов из Европы и Центральной и Южной Америки. Мы видим флаги из Финляндии, Бразилии, Дании, Германии и Индии. Мы даже встретили девушку из Японии в шёлковом кимоно с изображением оригинальной обложки S&M. Огромные баннеры чествуют Metallica и покойного маэстро S&M, Майкла Кэймена, они висят в первых рядах, и шумные мексиканцы берут пространство в кольцо задолго до того, как появляются музыканты.

Оформление сцены колоссальное и объёмное. По кругу располагается оркестр, а в центре – группа. Вместо барабанной установки Ларса Ульриха на 360 градусов на протяжении всего вечера вращается вся сцена – с музыкантами и оркестром.

С момента заявленного в программе начала концерта (8 часов) прошло почти 40 минут. И вот из колонок звучит песня AC/DC ‘It’s a Long Way To The Top (If You Wanna Rock’n’Roll’), уровень энергии запредельный и вот-вот у стадиона сорвёт новую крышу. Следом звучит произведение Эннио Морриконе ‘The Ecstasy Of Gold’ – классическое вступление перед выходом Metallica на сцену – нарастающая мощная сила эффектного звука поражает и приводит в исступление всех собравшихся в зале.

Несмотря на чувство ностальгии, прежде всего, слушая и смотря S&M², ощущаешь, насколько сильно он отличается от записей двадцатилетней давности, в которые влюбились многие фэны.

«В этот раз у нас новая группа людей, – предупредил Ларс всех, кто ждёт ностальгической поездки, в интервью местной газете The Mercury News за считанные дни до концерта – и новое здание. [басиста] Роберта Трухилью 20 лет назад с нами не было. Мне нравится, что оформление и продакшн отдают дань уважения прошлому. Но в то же самое время, это возможность для совершения новых открытий. И я думаю, продолжать поиски, а не вспоминать прошлое – вполне в духе Metallica. Мы никогда не топчемся на одном месте и всегда рады любой авантюре…»

И действительно, по сравнению с площадкой любительского театра Беркли (на 3491 место), в этот раз между публикой и сценой не было даже заграждений. Вероятно, наиболее значимое функциональное отличие – это что вместо маэстро Майкла Кэймена – ушедшего из жизни в 2003 году в 55 лет – взяли молодого любителя тяжёлой музыки, дирижёра Эдвина Аутуотера, и почтенного дирижёра симфонического оркестра, Майкла Тилсона Томаса, уходящего с поста в конце года.

Однако при ближайшем рассмотрении мы видим, что главным образом, изменилась сама Metallica. В 1999 они чувствовали себя некомфортно, находясь на пике статуса суперзвёзд. Покорённые стадионы и десятки миллионов проданных альбомов едва ли насытили этих прожорливых неуёмных новаторов. Альтернативные тенденции ‘Load’ (1996) и ‘ReLoad’ (1997) раскололи армию преданных поклонников на два лагеря настолько, насколько прорывному «Чёрному Альбому» даже не снилось. Несмотря на индивидуальность и уникальность, последующие концерты на огромных площадках а-ля видео Cunning Stunts и альбом кавер-версий ‘Garage Inc.’ 1998 года, намекали на скуку и напряжённые отношения внутри коллектива, приведшие в итоге к уходу басиста Джейсона Ньюстеда. Эта эмоциональная борьба наглядно показана в документальном фильме «Что-то Вроде Монстра». Всё вылилось в крайне противоречивый и спорный многострадальный восьмой альбом ‘St. Anger’. Когда именитый кинокомпозитор Кэймен – работавший с Pink Floyd, Дэвидом Боуи и Aerosmith – обратился к группе, они согласились на эту авантюру, решив доказать свою профпригодность.

«Чтобы поддерживать дух Metallica, – с энтузиазмом рассказывал Ларс, – мы многие годы старались развиваться в разных направлениях, и этот концерт представляет для нас очередной вызов и логический шаг. Мы чувствовали, что интерес к проекту возрастёт в десятикратном размере, если будет материал, плохо знакомый не только оркестру, но и нам самим…»

«Если бы мне такое предложили, я бы показал средний палец, – смеялся Джеймс, когда его спросили, как бы он отреагировал на данный эксперимент в 18 лет. Он также заметил, что столкновение культур и творческой практики вдохнуло в него новую жизнь, – мы прекрасно ладили, пока ты не начинал цепляться к чьей-нибудь музыке, вызывая агрессию. Они стараются сконцентрироваться на музыке, а ты на них давишь».

«Многие скептики говорят: «Ооо, ничего не получится, – размышлял он, – нужно воспринимать это с некоторой долей скептицизма, потому что главное – веселиться и делать что-то новое. И если ни хрена не получится, мы сможем сказать, что хотя бы попробовали. Но если всё будет круто, вкус триумфа будет ещё слаще».

Можно с уверенностью сказать, что провалом там и не пахло. Посыпались признания критиков и в итоге группа отыграла в Нью-Йорке, Берлине и Лас-Вегасе. Концертный альбом разошёлся тиражом более 8 миллионов копий – S&M стал стимулом для самой Metallica и изменил облик зарождающейся симфо-металлической сцены.

В 2019 году Metallica уже не страдает творческим застоем. Хэтфилд вылечился от алкогольной зависимости, группа обрела вторую жизнь и стабильный состав с появлением Роберта Трухильо. Они полностью приняли тот факт, что являются старейшинами металла. Были спорные творческие отклонения (помните ‘Lulu’?), но в альбомах ‘Death Magnetic’ (2008) и ‘Hardwired… To Self-Destruct’ (2016) они нашли более чёткий баланс между экспериментами и металлическими элементами, которые требуют их поклонники. Столь восхваляемая «Семья Metallica» скорее объединилась, нежели развалилась. И сегодняшний вечер служит, возможно, самым мощным доказательством этого.

Больше ни у кого не вызывает сомнений, что ребята искренне кайфуют на сцене. Конечно же, Ларс вряд ли может совладать с эмоциями. «Мы рады видеть в Сан-Франциско поклонников Metallica со всего мира. Мы очень этим гордимся. Поприветствуйте поклонников симфонии, болельщиков «Уорриорз» и жителей Сан-Франциско! Разве это не круто?! Сегодня вечером мы хотим быть только в родном городе и только с вами!»

Чувство взаимно. Выползающая из ниоткуда пробирающая до костей композиция ‘The Call Of Ktulu’ всем прекрасно известна. Трек по-лавкрафтовски грозен, но лишь исполненный живьём с оркестром он действительно способен заставить представить, что морское чудовище прямо здесь. И со звуками мощной ‘For Whom The Bell Tolls’ Chase Center взрывается и даёт выплеск эмоциям, толпа начинает реветь и зажигаются видео экраны в форме огромных колец.

Публика грозится заглушить музыкантов, но Джеймс стимулирует толпу: «Не бойтесь подпевать…» и тут же переходит к оглушающей ‘The Memory Remains’.

Первая песня, впервые звучащая с оркестром, удостаивается смешанной реакции. ‘The Day That Never Comes’ начинается под бурный, но удивительно сдержанный аккомпанемент, тогда как ‘Halo On Fire’ –звучащий на фоне иллюстраций в стиле Ренессанса – граничит между нарастающим великолепием и небрежной тяжеловесностью. Множество эмоциональных моментов в ‘Confusion’ бросается в глаза, но всё вместе сочетается неубедительно. Однако любые нелепые моменты компенсируются драматическим шедевром ‘No Leaf Clover’ – аранжировки для него были придуманы специально для оригинального S&M – который вместе с ‘The Outlaw Torn’ впрыскивает дозу ностальгии.

И лишь после 20-минутного антракта вечер поистине даёт то, что было обещано. На сцене появляется Тилсон Томас и оркестр в одиночку исполняет произведение Сергея Сергеевича Прокофьева «Скифская Сюита», и здесь нас выбрасывает из зоны комфорта, и ещё больше поражает, когда группа возвращается на сцену, чтобы добавить весомости квази-индустриальной композиции Александра Мосолова «Завод. Музыка Машин».

Переосмысленный ‘The Unforgiven III’ и акустически/оркестровый прогон редкой композиции (с альбома ‘St. Anger’) ‘All Within My Hands’ – с бэк-вокаоом певца-композитора из Сан-Франциско, Ави Винокура – ещё дальше зарывают себя в яму. Акустическую часть вечера завершает басист оркестра, Скотт Пингел, отдающий дань великому покойному Клиффу Бёртону. Скотт исполняет басовое соло ‘(Anesthesia) Pulling Teeth’, используя педаль с эффектом дисторшн.

Затем обрушивается лавина хитов. Пулемётная очередь-вступление к песне ‘One’ обретает жизнь с помощью перкуссии оркестра. ‘Master Of Puppets’ приводит толпу в высшую стадию исступления и восторга, а дирижёр Аутоутер качается на подиуме и поворачивается «дирижировать» шумной публикой, его дирижёрская палочка сталкивается с поднятыми вверх «рожками». Тем временем, ‘Nothing Else Matters’ звучит в своей обычной манере, экраны выключаются и арена подсвечивается мобильными телефонами.

И если напыщенная ‘Enter Sandman’ кажется слишком очевидной «закрывашкой», то благодаря дирижёру Тилсону Томасу, добавляющему энергетики и радостно долбящему по клавишам в унисон группе, песня обретает новую форму. Вечер завершается без самолюбия со стороны Metallica, всецело желающим сотрудничать и находиться в центре внимания с невероятными музыкантами оркестра. Более того, это напоминает исследование эволюции и художественных возможностей одной из величайших команд в истории тяжелой музыки. А помимо всего этого, ребята преодолели новые рубежи.

«Твою мать, это достойно серьёзного внимания» – написал Ларс, вкратце идеально описав атмосферу концерта – энергия была не от мира сего!».

И действительно, это было событие сродни разлому Сан-Андреаса с желанием наполнить печально известные холмы города припевами тяжёлой и классической музыки. Эпически изворотливое, дерзко экспериментальное интеллектуальное выступление. Столь бескомпромиссное видение создало реальность, способную родиться в головах лишь одной группы.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук


Dimon

  1. metc сказал тебе 15 октября, 2019 в 11:17 дп

    Спасибо!

    Ответить
  2. Виктор сказал тебе 17 октября, 2019 в 8:01 дп

    Как-то 38-летие группы прошло незаметно! С праздником Вас друзья!

    Ответить
  3. Dimon сказал тебе 17 октября, 2019 в 1:51 пп

    @Виктор:
    Потому что оно ещё не наступило :-) 28.10 день рождения группы. См. официальный сайт группы. Отпразднуем своевременно

    Ответить
  4. Виктор сказал тебе 17 октября, 2019 в 3:27 пп

    @Dimon:
    Получается что 28-е. А я всегда думал, что отсчет ведется с даты публикации в Recycler 15.10.1981 г.

    Ответить
  5. Sweet Anger сказал тебе 17 октября, 2019 в 9:11 пп

    А я думал кто же там подпевал на Хэндсе… А это Винокур!))

    Ответить
  6. Николай сказал тебе 17 октября, 2019 в 10:13 пп

    Что же они такие-сякие “накаркали” про полное излечение от алкогольной зависимости и тем самым сглазили Джеймса,чтобы ему таки пришлось это пройти

    Ответить
  7. metc сказал тебе 19 октября, 2019 в 10:13 дп

    @Sweet Anger:
    Он ещё и подсвистывал, и кричал “эй старичок” ))))

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы