Metallica и Оркестр. «Чья это, вашу мать, была идея?»

[Материал из журнала "Metal Hammer" за ноябрь 2019 года *]

В прошлом месяце Metallica воскресила S&M для двух эпичных юбилейных шоу в Сан-Франциско. Мы расскажем историю самого амбициозного проекта титанов металла – от начальной стадии в ’99 до её триумфального возрождения.

Достаточно лишь посмотреть, как начинается документальный фильм про S&M, чтобы понять, насколько странной в 1999 году казалась мысль объединить Metallica с оркестром. Молодая девушка играет перед камерой на скрипке, и к ней подходит выглядящий как маньяк Джейсон Ньюстед, выхватывает у неё из рук инструмент, бросает на пол и топчет. «Ещё не всё потеряно, – шутит наблюдающий со стороны Джеймс Хэтфилд, поднимая с пола скрипку, – ребята в мастерской свободны?».

Metallica конечно же, посмеивались сами над собой – и были среди металлического сообщества те, кто воспринял новость об их необычном проекте скептически. Однако факт оставался фактом: величайшая металлическая команда снова собиралась стать первой, объединив силы с симфоническим оркестром Сан-Франциско для уникального шоу. Концерт мог стать колоссальным событием, но мог стать и настоящим провалом.

Теперь мы уже знаем, как всё было, но это ничего не значит: концепция S&M оказалась одной из самых сложных и запутанных за всю карьеру Metallica, с непростой логистикой и вызывающими головную боль гремлинами, прячущимися в каждом углу. И спустя 20 лет Четыре Всадника решили снова подвергнуть себя этому испытанию.

«Мы не ищем лёгких путей, – настаивает Ларс Ульрих в интервью местной газете The Chronicle за десять дней до двух колоссальных шоу S&M² в Сан-Франциско, – нам не терпится всё это объединить». Похоже, даже сама Metallica, те ещё провокаторы, испытывает себя.

Но давайте вернёмся немного назад. Новость о концертах S&M² почти во всем мире встретили с энтузиазмом, что весьма красноречиво показывает, насколько успешно Metallica справилась с этим невероятным экспериментом. Чёрт возьми, идея исходила даже не от группы: к ним обратился глубокоуважаемый композитор Майкл Кэймен, прежде работавший с Pink Floyd, Бобом Диланом и Эриком Клэптоном, и хотел вывести себя из зоны комфорта как можно дальше. Несмотря на страсть и привычку группы шутить со своим металлическим статусом, концерт с оркестром в их планы явно не входил. На вопрос, насколько серьёзно они рассматривали эту идею, они отвечали в своём стиле.

«Мне и в голову такое не могло прийти» – говорил тогдашний басист Джейсон Ньюстед. «Никогда бы не подумал, что мы будем выступать с симфоническим оркестром» – добавлял гитарист Кирк Хэмметт. «Классическая музыка была мне знакома, но в песнях Deep Purple я её не слышал» – предложил Ларс. А фронтмен Джеймс лишь громко рассмеялся в ответ.

И всё же, Metallica решилась на это, запланировав в апреле ‘99 два вечера в театре в Беркли, штат Калифорния (вместимостью 3 000 человек) – одном из более скромных городов в Районе Залива, где эти пионеры трэша сделали себе имя. Место, в котором обычно проходили местные школьные мероприятия, дерзко названное S&M (Симфония & Metallica) придало группе, собиравшей стадионы и не раз выступавший на фестивалях, дополнительный уровень секретности и интимности.

Само собой, об этих двух концертах говорили все. MTV размышляли, что «преданные фэны Metallica содрогнутся, услышав любимую группу с симфоническим оркестром», а журнал NME (New Music Express) цинично окрестил S&M «скучной неинтересной идеей». Мнения фэнов разделились: одни увидели в этом очередной позорный уход Metallica от породившей их трэшевой сцены, а другим не терпелось услышать наиболее эпичные хиты любимой группы в новой обработке. Идеей S&M были очарованы не только рокеры и металхэды. Классическая музыкальная индустрия тоже была взбудоражена: «Это всем интересно!» – подтверждает Эдвин Аутуотер, воспитанник симфонического оркестра Сан-Франциско и дирижёр S&M², – было весело и захватывающе, не похоже ни на что другое. Это было большое событие».

Наверное, не стоит удивляться. В конце концов, музыка Metallica неразрывно связана с миром классики. Всеми любимый бывший басист Клифф Бёртон обожал классику, а остальные участники группы пояснили, насколько сильное влияние оказала любовь Клиффа к классике на творчество группы в ранние годы.

«Если взять мелодию ‘For Whom The Bell Tolls’, ‘Fade To Black’, невероятно мелодичное вступление… и всё это придумал Клифф, – рассказывал Ларс в 2017, – вступление к ‘Fight Fire With Fire’, это тоже более-менее его идея. Всё это родилось в результате его увлечения классической музыкой. Он изучал теорию и мог часами сидеть и говорить о Бахе, Бетховене и Чайковском».

В каком-то смысле, вмешалась и судьба, и несмотря на фырканье – в документальном фильме много кадров с хаотичных репетиций, разговоров о логистике, а в одном эпизоде Ларс заявляет в камеру: «Чья это, вашу мать, была идея?» – шоу стали невероятным успехом. Настолько, что в том же году концерты S&M прошли в Берлине и Нью-Йорке. А концертный альбом пять раз становился платиновым.

«В лице Майкла Кэймена группа нашла идеального композитора и аранжировщика, – замечал журнал Rolling Stone, – отрывающегося во время таких сказочных песен, как ‘Of Wolf And Man’ и ‘Enter Sandman’». Рецензия журнала Metal Hammer на сие мероприятие была написана с бОльшим энтузиазмом, редактор Робин Дориан назвал шоу «оглушительным успехом», замечая, что «это по-прежнему Metallica, просто ребята хотят попробовать что-то другое». Группа даже сочинила два совершенно новых трека: популярная ‘No Leaf Cover’ не раз исполнялась и после, и мощная тяжёлая ‘Minus Human’.

Как только в Мэдисон-сквер-гарден (спортивном комплексе в Нью-Йорке) отгремело четвёртое и последнее шоу S&M, тут же поползли слухи о том, что однажды ребята будут не прочь повторить. Однако смерть Майкла Кэймена в 2003 году многих заставила предположить, что это будет невозможно, ведь драйв и энтузиазм дирижёра играл главную роль. В 2009 году тем концертам стукнуло десять лет, но особой шумихи не было. Однако некоторые по-прежнему верили и надеялись.

«Если бы мы могли сделать нечто подобное, было бы здорово, – размышлял Кирк Хэмметт в 2017, – но это большой механизм, и на реализацию такого проекта требуется уйма времени и сил».

И через некоторое время после интервью эта возможность появилась. В Сан-Франциско строилась новая дорогущая спортивная площадка Chase Center, открытие которой должно было состояться в 2019 – через 20 лет после концерта S&M. Площадка предназначена в основном для местной баскетбольной команды «Голден-Стейт Уорриорз», но город хотел устроить особенный праздник – например, уникальное шоу какой-нибудь группы, которая помогла прославить музыкальную сцену Района Залива.

«Звёзды сошлись, – говорит Эдвин, – я слышал, что идёт подготовка, но годовщина, открытие арены… самое время отыграть концерт».

Однако для начала S&M² нужен был дирижёр – человек, который смог бы не только заменить Майкла Кэймена, но и привнести свежее видение концепции, которой уже, честно говоря, мало кого удивишь. С момента S&M с оркестром выступили все: от Within Temptation до Dream Theater, а группы, сочетающие тяжёлые риффы с элементами симфонии, сегодня собирают спортивные арены – спросите Nightwish и Sabaton. S&M требовалась перезагрузка; и к счастью, воспитанник симфонического оркестра Сан-Франциско и любитель рока, Эдвин, идеально подошёл для этой работы.

«Меня попросили поучаствовать в проекте из-за того, что мне была близка эта музыка, – рассказывает он по телефону из Чикаго в преддверии юбилейных концертов, – Майкл [Тилсон Томас, дирижёр СФ] знал, что я уже не раз работал с рок-музыкантами и чувствовал себя комфортно».

На самом деле, рок и металл уже давно у Эдвина в крови: в детстве отец отвёл его на концерт Элиса Купера, и ещё Эдвин руководил оркестровым шоу Cheap Trick в Голливуде при участии Эла Юргенсена из Ministry и Билли Коргана из Smashing Pumpkins. И когда появился шанс поработать с Metallica, он без раздумий согласился,с головой окунувшись в процесс.

«Я много раз встречался с Ларсом, – рассказывает он, как проходит подготовка, – почти каждый день я на телефоне и разговариваю с аранжировщиками, персоналом Metallicа, а иногда и с группой. Иногда ребята предлагают идеи, и мы воплощаем их в жизнь или мы что-нибудь придумываем и отправляем им зарисовки, чтобы они услышали цифровую версию. Они слушают, перезванивают и дают комментарии».

«Не хочется банального повторения первого шоу, – утверждает он, – это не в стиле Metallica. Мы хотим создать нечто новое и исследовать новые возможности сотрудничества металлической команды и оркестра».

«Любой, кто нас знает, не удивится что мы любим эксперименты, – признаётся Ларс местной газете, – мы легко можем забраковать то, что сочиняли последние два года, и начать с чистого листа».

«Эти парни не боятся идти на риск, – добавляет Эдвин, – уверен, они и сами признают, что у них были взлёты, и падения. Они много чего пробовали, и что-то получалось лучше. В этом и заключается роль артиста. Может быть, поэтому они столько лет вместе. Это вдохновляет. Да, всегда присутствует страх, но это и есть стимул».

Прошло две недели, и никакого страха не было в помине. Фэнам не терпелось попасть на площадку, а внутри Chase Center по-настоящему НАЭЛЕКТРИЗОВАННАЯ атмосфера, и 20 000 человек – все проходы забиты очередями за атрибутикой, и болтливые фэны пытаются урвать одну из эксклюзивных футболок. Все здесь знают, что шоу особенное, и к моменту выхода на сцену оркестра чуть раньше 9 часов вечера площадка готова взорваться.

Если оркестр встречали громкими возгласами, реакция, которой удостаиваются ребята из Metallica, проходя через музыкантов оркестра во время ‘Ecstasy Of Gold’ (конечно же, она исполняется живьём), граничит с массовой истерией. Как и в прошлый раз, S&M² начинается с мощного инструментала ‘The Call Of Ktulu’, но после этого всё иначе – классика Metallica перемешивается с новыми треками, старыми раритетами, завораживающими римейками и чрезвычайно неожиданными сюрпризами.

Что-то из этого впечатляет. ‘The Day That Never Comes’ отлично вписывается в каноны S&M, как раз более медленный и эмоциональный трек, идеально звучащий с оркестром. Возвращается редкий номер с ‘Load’ ‘The Outlaw Torn’ и звучит потрясающе, снова доказывая, что более размеренные методичные песни Metallica звучат лучше в оркестровой обработке. Концертные хиты вроде ‘Enter Sandman’, ‘Nothing Else Matters’, ‘One’ и ‘Master Of Puppets’ звучат предсказуемо потрясающе, особенно ‘One’ – в ней присутствуют новые симфонические палитры с красивейшим затянутым вступлением и умным использованием лазеров и экранов, вьющихся спиралью над публикой. Из новых треков ‘Halo On Fire’ и ‘Moth Into Flame’ идеально вписываются в концепцию, а безумный рифф ‘Moth Into Flame’ прекрасно перекликается с виолончелями и скрипками. Однако ‘Confusion’ здесь явно лишняя; оркестр, безусловно, добавляет ей грандиозности, но песенка всё равно второсортная и, боюсь, ничего с этим не поделаешь.

К счастью, сегодня такое – большая редкость. Концерт состоит из двух частей, и именно во второй начинаются сюрпризы. Уникальное исполнение ‘Unforgiven III’ показывает Джеймса в гордом одиночестве без гитары – вокруг только оркестр. Коллеги по группе наблюдают из зала. Версия ‘All Within My Hands’ ( с альбома ‘St. Anger’) в стиле кантри – ещё один большой сюрприз, как и потрясающая версия ‘(Anesthesia) Pulling Teeth’ в исполнении басиста симфонического оркестра. Посвящение Клиффу Бёртону – «он бы хотел быть здесь», – говорит Джеймс, – это невероятно интимный и эмоциональный момент.

Ещё больше удивляет исполнение двух классических песен Metallica с дирижёром Майклом Тилсоном Томасом, отдающим должное творческому союзу симфонии и металла (всё это успешно завершается, когда на сцене появляются музыканты Metallica, чтобы исполнить с оркестром второй номер, «Завод. Музыка Машин» Александра Мосолова. Публика реагирует тепло. Metallica демонстрирует решимость сделать сегодняшнее шоу зрелищным событием, а не сольным выступлением с оркестром.

Однако во многом главное отличие от S&M – сама сцена. В прошлый раз Metallica выступала на привычной для себя сцене, но сегодня место действия, – гигантский круг, по периметру которого располагается оркестр, а парни из Metallica разбрелись по центру. От сцены многое зависит; музыкантов видно с любой точки – Джеймс, Кирк и Роб регулярно меняются местами, а шоу ни на секунду не отпускает внимание публики.

«Нам невероятно повезло, – ухмыляется Джеймс после финальных нот ‘Enter Sandman’, закрывающих новейшую главу в бесконечно удивительной карьере Metallica (кстати, через 2 дня ребята отыграли второй такой же концерт исключительно для членов фан-клуба) – мы отлично провели время!». СЕМИМИНУТНАЯ овация, завершающая вечер, доказывает, что каждый из 20 000 пришедших согласен с Хэтфилдом.

«Твою же мать, это достойно серьёзного внимания, – пишет Ларс несколько часов спустя, – энергия была неземная. Арена ходила ходуном. Это было ох*ительное рок-шоу!».

И с ним нужно согласиться. В эру, когда многие тяжеловесы рады плыть по течению, высирая год за годом одни и те же хитовые сеты, Metallica по-прежнему стремится развиваться и бросать новые вызовы. Даже S&M² – событие, которое могло бы стать простым триумфальным кругом с нотками ностальгии – организовано на высочайшем доселе невиданном уровне. Куда Metallica пойдёт дальше, остаётся только гадать, но одно можно сказать точно: они продумают следующий шаг до малейших деталей, как это было с симфоническим оркестром. Дважды.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук

* - иностранная пресса печатается на месяц вперёд


Dimon

  1. Севастополь сказал тебе 20 октября, 2019 в 9:02 пп

    Хорошая статья.

    Ответить
  2. Cliff-Burton сказал тебе 20 октября, 2019 в 10:01 пп

    ребята, спасибо, что булете !

    Ответить
  3. metc сказал тебе 21 октября, 2019 в 2:43 пп

    Скорее бы уже появилось офф видео с концерта!

    Ответить
  4. Dimon сказал тебе 22 октября, 2019 в 12:24 дп

    @metc:
    В феврале 2020 будут точно

    Ответить
  5. Angelripper сказал тебе 22 октября, 2019 в 1:13 пп

    Круто было. Ждём блю-рэй и пластинку

    Ответить
  6. Tanica сказал тебе 22 октября, 2019 в 3:07 пп

    Спасибо за статью.
    S&M² более эмоционален. Особенно UIII и Anesthesia. И то, что Джеймс в клинике, добавило эмоций при просмотре. Ждем выхода альбома/видео и хороших новостей.

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы