Mayhem. Пробуждая демона

Написал Dimon 27 октября, 2019 в Немного Другой Музыки

[Материал из журнала "Metal Hammer" за ноябрь 2019 года *]

На фоне «Повелителей Хаоса» и споров вокруг кинокартины мастера блэка Mayhem вернулись со зловещей новой пластинкой. Мы узнали, почему их послание остаётся как никогда актуальным.

«Посмотрев фильм «Повелители Хаоса», – говорит Йорн «Некробутчер» Стубберуд, – я оцепенел. Я был опустошён. Не хотелось ни с кем говорить и выходить радостным из кинотеатра. Я чувствовал себя подавленным, потому что из-за всех событий, о которых мне напомнил фильм, просто хотелось пойти домой и побыть одному».

Основатель самой скандально-известной блэковой команды, крайне непредсказуемой и почитаемой поклонниками, басист Mayhem заинтересован в новом фильме Йонаса Окерлунда больше, чем кто-либо другой. В 1991 году он пережил самоубийство близкого друга и вокалиста Пера «Пелле» Ингве Олина, известного как «Мертвец» (Dead), а через два года – убийство своего гитариста и идеолога блэкового движения, Эйстейна «Евронимуса» Ошета (его убил Варг Виикернес), а также многочисленные поджоги церквей, инициаторами которых стали участники его группы. Все они неизбежно оказались на большом экране. Понятное дело, что Йонасу было не смеха, когда он узнал, что все это войдёт в фильм.

«Когда я услышал, что кто-то снимает фильм про мою жизнь, про НАШУ жизнь, и нас даже не удосужились позвать, – вспоминает он, – я посчитал это крайне неуважительным. Журналисты позвонили и спросили меня об этом, и я сказал им, чтобы они шли на х*й».

«Но оказалось, что этим человеком оказался музыкальный задрот Йонас Окерлунд, когда-то игравший в группе Bathory. Он и снял этот фильм. Я думал, это будет голливудское кино, где проезжаются по жизням людей. Из всего плохого и трагического делают сенсацию, добавив немного лжи, чтобы изобразить нас как бесчеловечных тупых идиотов, не умеющих сострадать. Но оказывается, всё совершенно иначе. Йонас в принципе не показывает нас «нормальными» подростками. В фильме показано, что такое может произойти с определёнными людьми при определённых обстоятельствах. И если копнуть поглубже в этот мрак, можно найти что-то плохое, и в итоге так и произойдёт».

Легко было бы предположить, что шокирующие события, показанные в фильме «Повелители Хаоса», стали отличительной чертой Mayhem. Но блэк – это постоянно развивающееся музыкальное движение с глубокими, если не сказать, весьма сложными отношениями жанра со своим прошлым. И команда из Осло доказала – через 26 лет после убийства Евронимуса – что является непредсказуемым зверем. Их история всегда была связана с блэковыми корнями, при этом ребята настойчиво отрицают тот факт, что всецело признательны только этому жанру.

По случайному совпадению, когда вышел фильм, Mayhem уже гастролировали по миру, целиком исполняя свой эпохальный альбом ‘De Mysteriis Dom Sathanas’, родившийся из хаоса тех лет. Как говорит Аттила Чихар, спевший на этом альбоме и вернувшийся в групп в 2004: «Логично было бы начать тур в поддержку альбома сейчас, когда фильм уже вышел, но к счастью, мы этого не сделали, потому что это было бы слишком, мать его, глупо».

Также приблизительно в то же время совершенно случайно вышла книга Некробутчера ‘The Death Archives’, первая из трёх автобиографичных томов, в которых детально описывается история Mayhem с массой архивных фотографий.

«Тёрстон Мур из Sonic Youth написал предисловие, – говорит Некробутчер, – он рассказал об этом своим друзьям, в том числе и Beastie Boys. Я охренел, и мы обменялись с ребятами из Beastie Boys книгами. Ларс Ульрих взял себе копию и ему настолько понравилось, что он написал аннотацию к заднику книги. Два года назад я чуть не оказался на дне рождения Ойко Оно, и Дэвид Наварро из Jane’s Addiction хотел купить негативы фотографий Пелле, сделанных мной в 80-х. Но это всё равно, что продать собственных детей».

Ещё можно было бы легко допустить, что после фильма судьба Mayhem кардинальным образом изменилась, и о группе узнал весь мир. Однако на самом деле все гораздо менее драматичнее, но… РЕАЛЬНЕЕ.

«После выхода фильма, – говорит Некробутчер, – наступила гробовая тишина. Все эти американские газеты вроде LA Times просто перестали мне звонить. Видимо, те, кто хотел услышать мой комментарий по поводу фильма, разделяли моё мнение, и не было смысла звонить. Они не хотели больше об этом писать, потому что поняли, что ни какой сенсацией фильм не стал – это была реально грустная, мать её, история о всём том дерьме, которое произошло с некоторыми людьми.

«И я понятия не имею, возрастёт ли спрос на наши концерты. Я привык, что вокруг меня и Mayhem постоянно творится какое-то безумие. Ничего удивительного я не ждал. Это лишь часть истории Mayhem, и жизнь продолжается. Честно говоря, я думал, что будет дым стоять коромыслом, но страсти улеглись. Те, кто был в теме и знали о нас, может быть, и извлекли некую информацию, и для них это был призрак прошлого, но пока неизвестно, начнёт ли х*ева туча людей, далёких от металлической сцены, ходить на наши концерты».

Несмотря на всю повествовательную мощь предыстории Mayhem, карьера группы с тех самых пор пошла по нетрадиционному пути. Студийные альбомы, начиная с ‘Grand Declaration Of War’ (2000), показывают, что они такие же прорывные и непредвиденные, каким был в своё время ‘De Mysteriis Dom Sathanas’. Мрачнейший канцерогенный альбом ‘Ordo ad Chao’ (2007) и хладнокровный параноидальный эмпиризм концептуального ‘Esoteric Warfare’ (2014) оказались чем-то совершенно необычным и далёким от традиционного блэка.

Вероятно, на фоне всех недавних воспоминаний возвращение к более классической и признанной форме блэка на новом альбоме ‘Daemon’ вполне понятно, и это отнюдь не значит, что он не является произведением искусства. Более плавный, чем его неистовые и неотёсанные предшественники, властный и диктаторский по своему масштабу и агрессивный. Этот шедевр открывает перед слушателем огромные звуковые территории, бросая вызов новым поколениям экстремальной сцены.

«Безусловно, это Mayhem, и да, он отличается от всего, что мы делали, – говорит Некробутчер, – но ведь с момента ‘Esoteric Warfare’ прошло уже пять лет, и мы продолжаем развиваться. Если ‘Esoteric Warfare’ сочинил гитарист [Телох], то ‘Daemon’ мы писали коллективно, так что материал получился более личным».

«Конечно же, исполнение ‘De Mysteriis Dom Sathanas’ живьём оказало влияние на новый альбом, – добавляет Аттила, – мы решили не пытаться заново пережить те времена, но хотели вернуться к корням, а дальше уже развивать новые идеи. Студия, где я записывал вокал, раньше была старой церковью. Я поставил вокруг свечи, чтобы воссоздать атмосферу 90-х, но все мы пытались привнести что-то новое. Для меня в альбоме присутствует чувство пространства и вибрации, которая открывает новые измерения».

Несмотря на футуризм Mayhem, параллельная связь с прошлым также проявилась в трёх кавер-версиях, украшающих бокс-сет альбома ‘Daemon’, но ещё и в том, что ребята наконец-то поняли, что блэк всегда был чем-то больше, чем просто музыкой.

«Блэк-метал – это сложное музыкальное движение, – говорит Аттила, – и не только в плане музыки, но и развития. В ней присутствует духовный мрачный эзотерический аспект, но в то же время, важно, чтобы авторы этой музыки были связаны друг с другом и разделяли общую ИДЕЮ. Даже если завтра ты начнёшь играть п*здатый блэк, тебе потребуется время, чтобы доказать своё видение и прочувствовать его. Для этого требуется немало веры, силы и страсти».

«Для нас блэк-метал –это мощное сплочённое братство, – подытоживает он, – иногда оно очень хаотичное и е*анутое. Я полагаю, все мы немного безумны в артистическом плане, да и в личностном зачастую тоже. Большую часть времени мы нормальные, но всегда присутствует напряжение. Mayhem это не курорт. Здесь всё по-настоящему, потому мы и чувствуем себя живыми».

Альбом ‘Daemon’ выйдет 25 октября на лейбле “Century Media”.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук

* - иностранная пресса печатается на месяц вперёд


Dimon

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы