50 лет хэви-метала. Black Sabbath

Написал Dimon 22 сентября, 2019 в Немного Другой Музыки

[Специальный выпуск журнала "Classic Rock" за октябрь 2019 года *]

Летом 1969 подающая надежды команда из Бирмингема (прежде называвшаяся Earth) отыграла свой первый концерт под именем Black Sabbath. В тот день родился хэви-метал. Спустя 50 лет мы вспоминаем убойные взрывные коллективы, сотворившие этот жанр.

НАЧАЛО

Earth топтались на месте. А потом случайно обнаружили три ноты, которые в Средние Века считались «дьявольским интервалом», сменили название на Black Sabbath и подарили миру тяжёлый металл.

Они были отбросами и знали это. Человеческий мусор родом из дерьмовых разбомбленных улиц послевоенного захолустья под названием Астон. Либо, как бы вам сказал Оззи Осборн без улыбки на меланхоличном лице шута: «Мы были четырьмя е*аными дебилами из Бирмингема. О чём мы могли знать?».

Однако их знаний оказалось достаточно, чтобы изменить мир. Словно гвозди на распятии, гитарные риффы, вбитые с тем же удовольствием, обрамлённые штурмующим басом и убойными барабанами, слушая которые, складывается ощущение, будто из реки вытаскивают труп. Этот жуткий монотонный вокал, драматичный и жалостливый, как умирающий лебедь. Покрытые паутиной грусти, самовредительства и струпьями и пронзительные крики потерянных душ. Трое ходячих по сцене усатых зомби в своих нелепых крестах, а четвёртый воспламеняющий себя, разлагающийся в собственных ядах – эта четвёрка формирует пятый элемент: рябое юное лицо самого брутального деформированного стиля рока, источающего вонь и страх.

Они образовались из разваленных элементов нескольких местных команд из Бирмингема. К началу первых репетиций в коллектив пришёл саксофонист Алан «Ака» Кларк, а ещё второй гитарист, Джимми Филипс, и у них было новое название – the Polka Tulk Blues Band – которое они спёрли с вывески магазина в Хэндсуорте. По словам Гизера Батлера: «Мы наткнулись на этот магазинчик по дороге на первое выступление и решили, что название Polka Tulk нам идеально подходит».

Polka Tulk Blues Band протянула всего два концерта: на стоянке автофургонов в «Белой Гавани» и в концертном зале в городке Карлайл. Первое выступление резко закончилось, когда изумлённые караванщики после первой же песни начали вставать и уходить. Второй концерт также быстро закончился после того, как группа местных горожан решила, что группа пыталась отбить их женщин, и закидала ребят бутылками и стульями.

«Они нас просто уничтожили, – вспоминал Гизер. Вызвали полицию и местных задир арестовали, но прежде, чем арестовали их заводилу – здоровяка! – он задушил одну из полицейских собак».

Тони Айомми: «Я подумал: «Твою же мать. Всё кончено. Работа нам не светит». Группу покинул саксофонист и второй гитарист. «Они сели на велики и уехали». Объявил Тони.

Теперь нужно было поменять название группы на Earth Blues Band, которое сократили до Earth. Они по-прежнему полагались на музыкальное рагу из блюзовых каверов и психоделических наработок, «исполняя одну и ту же песню снова и снова, просто меняя темп», как рассказывал Тони, когда ему предложили занять место оригинального гитариста в Jethro Tull Мика Абрамса, и он тут же согласился. И сразу пожалел о своём решении.

Приглашённый в Лондон на начало репетиций Тони был в такой панике, что уговорил Батлера поехать с ним.

«Я ему говорил: «Не знаю, Гизер, но у меня какое-то странное ощущение». А он мне отвечал: «Ну, дай время». И я решил подождать ещё несколько дней, а потом понял, что это не моё».

Приехав обратно в Бирмингем в фургоне в пятницу 13 декабря 1968 года, Тони и Гизер сказали: «Давай уже доделаем начатое и будем репетировать, давай сочинять сами и всё получится. Мы можем стать известными как Jethro Tull, только давай возьмёмся за дело».

Earth взяли себе менеджера в лице местной фигуры музыкального бизнеса, Джима Симпсона, и выступали на разогревах у таких команд как Locomotive и Bakerloo Blues Band, а иногда выступали сольно в таких местах, как Bay Hotel в Сандерленде, где поддержку ребятам оказывали Van Der Graaf Generator и ди-джей Джон Пил с радио 1.

В феврале 1969 года группа даже дала своей первый концерт за границей, в Brondby Pop Klub в Дании, а в августе было выступление в резиденции в том же клубе «Звезда» в Гамбурге, где ещё несколько лет назад точили свои клыки парни из Beatles.

Переломный момент в карьере ребят произошёл, когда они придумали свой первый оригинальный музыкальный номер под названием ‘Black Sabbath’ («Шабаш Ведьм»).

«В самом начале мы все ещё много импровизировали, – вспоминал Билл Уорд, – из перепетой песни ‘The Warning’ Aynsley Dunbar’s Retaliation, Earth добавили более развёрнутые наработки гитар, баса и барабанов. И во время концертов в клубе «Звезда» импровизации стали принимать немалые обороты. Ребят просили играть четыре сета по 45 минут за один вечер.

«Мы раньше растягивали песни, потому что надоедало играть одни и те же шесть треков, – говорил Гизер, – во время джема после Warning Тони играл долгое соло, а потом мы типа к нему присоединялись, и в итоге этот номер стал одной из наших первых песен».

Первой песней стала напыщенная ‘War Pigs’.

«Она длилась почти сорок минут. Потом мы начали делать из неё другие песни. Большинство песен на первых двух альбомах Black Sabbath родились из тех джемов в клубе Star».

Но однажды на репетиции Earth стали Black Sabbath.

«Я постоянно слушал Holst ‘The Planets’, – вспоминал Гизер, – и мне нравился ‘Mars’ – он начал напевать грузную драматическую стансу, – однажды я играл эту тему на басу и Тони слегка её изменил, и с этого всё началось. Было ощущение, что песня писалась сама по себе».

Искажённый рифф, который придумал Тони, возможно, родился с нелепого желания имитировать шедевр Holst, но финальный рифф был основан на том, что практики чёрной музыки называли тритоном или дьявольской музыкой, самым отвратительным и ядовитым интервалом в музыке, равным половине октавы, который в Средние Века настолько раздражал православную церковь, что его сразу же окрестили «дьявольским интервалом» и запретили.

Тони всегда утверждал, что понятия об этом не имел, но признаёт, что чувствовал, как «что-то побуждало меня это сыграть».

Название ‘Black Sabbath’ – его нет в текстах – было взято из одноимённого фильма Марио Бавы 1963, так же известного как «Три Лика Страха», где снялся Борис Карлофф. Текст – один из немногих куплетов Black Sabbath, к которым приложил руку Оззи – описывал «чёрную» силу, с которой Гизер на днях поздно ночью столкнулся, лежа в кровати.

«Я начинал увлекаться чёрной магией и оккультизмом, – говорил он мне, – питал какой-то нездоровый интерес. Читал всё, что можно было достать по этой теме. У меня были все выпуски ежемесячного журнала «Безумие и Магия». В детстве я был религиозным маньяком. Собирал распятья, лики святых и медали – я хотел стать священником… я буквально любил Бога».

Мальчик воспитывался в строгой католической семье, поэтому тема оккультизма «очень меня интриговала – запретный плод, и я был под впечатлением и питал интерес».

Но когда однажды ночью он проснулся и увидел в комнате призрак – фигуру в чёрном, «которая указывала на меня пальцем – как поётся в песне, «я был чертовски напуган! Я тут же проснулся и увидел у кровати чёрный силуэт. Я не был под наркотой и в те дни я не пил. Я жил в «однушке», она полностью была выкрашена в чёрный, и повсюду висели перевёрнутые кресты и постеры Сатаны. И этот силуэт… Я почему-то подумал, что это был сам Дьявол! Он будто мне говорил: «Либо ты клянешься в верности, либо валишь на все четыре стороны!». И с тех самых пор я раз и навсегда отказался от этой х*рни».

Утром он снял все кресты и постеры, а позже перекрасил квартиру в оранжевый цвет. А ещё начал носить крест. Когда всего через несколько дней Тони превратил тяжелую басовую интерпретацию ‘Mars’ в гениальный будоражащий рок-эпик, текст, который они с Оззи придумали о безумном кошмаре Гизера, подошли идеально. Новая песня – первая, написанная коллективно – стала неким предупреждением о поклонении Сатане и дьяволу, в чём, по иронии судьбы, время от времени многие годы ребят обвиняли опечаленные родители и их кровожадные отпрыски.

Никто не просил ребят объяснить, о чём эта песня. Они уже знали. Как сказал Гизер, «вся эта тема любви и мира была в прошлом, и шла война во Вьетнаме. И многие детишки увлекались мистицизмом и оккультизмом. Тогда это была очень популярная тема. Все увлекались и читали кучу книг».

Подросткам эта тема была близка.

Поворотный момент произошёл позже в день, когда Black Sabbath впервые исполняли песню живьём, было это в апреле 1969 в пабе Личфилда «Захолустье».

«Реакция была совершенно невероятная, – вспоминал Гизер, – когда мы играли, все стояли в баре и пили, не обращая на нас никакого внимания. Но мы сыграли эту песню, и все просто замерли… и слушали. Весь клуб был в трансе. Мы сыграли песню и клуб просто взорвался, они просто слетели с катушек! И мы поняли, что нас ждёт успех».

Они стали пытаться сочинять ещё больше мрачного и унылого материала.

Гизер: «Всем нам нравилась разная музыка. Мне нравился Фрэнк Заппа и Mothers; Оззи тащился от Beatles; Тони с Биллом слушали своё. Но все мы разделяли любовь к ужастикам и фантастике. И это отражалось на музыке, которую мы сочиняем».

Некоторые из тех ранних попыток – вроде дребезжащего гипер-блюза ‘Wicked World’ с американского издания первого альбома – очевидно, корнями уходили в эру Earth: сентиментальные повторяющиеся ритмы оживали с помощью хлёсткой гитары Тони. Однако ‘War Pigs’, всплывшая на поверхность лишь на втором альбоме, быстро стала настоящей сенсацией. И окончательно выбрав новое музыкальное направление, через пару недель ребята поменяли название группы на Black Sabbath.

«’Black Sabbath’ была совсем не похожа на всё остальное, – вспоминал Оззи, – казалось, мы в одночасье всё изменили, назвав группу в честь песни. Мне всегда нравилось это название. Единственная проблема заключалось в идиотской ассоциации с чёрной магией»

Группа впервые выступила под названием Black Sabbath во время повторного визита в клуб «Звезда» летом ’69. Теперь это была совершенно другая группа. И дело не только в названии.

«Мы были как е*аные пираты, – гоготал Оззи, – куда бы мы ни приехали, все сходили с ума, стоило нам выйти на сцену».

Ещё больше народу сошло с ума, когда в пятницу 13 февраля 1970 года был выпущен первый одноимённый альбом Black Sabbath. И с тех пор по группе сходит с ума всё больше народу. Спустя 50 лет после рождения гимна Black Sabbath группа является синонимом «хэви-метала».

Сладж, блэк, стоунер-рок… все эти опущенные гитары, каркающий вокал, бухающий бас и артиллерийские барабаны за последние полвека назывались по-разному. Но для Оззи сущность музыки Black Sabbath всегда заключалась в одном: «Тяжёлый, мать его, металл! И на х*й всё остальное!».

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук

* - иностранная пресса печатается на месяц вперёд

P.S. В следующих главах будут увлекательные истории, посвящённые командам Iron Maiden, Metallica, Slayer и Rammstein.


Dimon

  1. Севастополь сказал тебе 23 сентября, 2019 в 12:02 дп

    Огромнейшее спасибо! Они выковали тяжёлый металл и если бы не Саббат, то много чего не появилось бы в музыке никогда.

    Ответить
  2. Stormbringer сказал тебе 23 сентября, 2019 в 1:37 дп

    Спасибо. Будет круто если ещё про Пепл увлекательную историю напишите.

    Ответить
  3. pycuk сказал тебе 24 сентября, 2019 в 1:49 пп

    @Stormbringer:
    Да, про Перпл было бы интерсно, особенно про их чехарду с составом)

    Ответить
  4. D сказал тебе 26 сентября, 2019 в 11:58 дп

    И все таки в 70-х они относились к хард-року (высокого качества разумеется). Другое дело,что некоторые их риффы повлияли на металлический стиль игры.

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы