Rammstein. Как они уделали Америку

Написал Dimon 5 апреля, 2019 в Немного Другой Музыки

[Материал из журнала "Metal Hammer" за май 2019 года *]

Будучи группой, поющей на родном немецком, Rammstein покорили сердца и умы поколения “MTV” конца 90-х. Давайте вспомним, как феномен Rammstein покорил Штаты.

Любовная история Америки с Rammstein – это уже старый рассказ о том, что противоположности притягиваются. В конце концов, когда дружная банда из коммунистической Восточной Германии, вооружившись уникально агрессивными песнями, спетыми на родном немецком и репутацией команды со зрелищными скандальными шоу, во время которых сцена в буквальном смысле – как и их фронтмен – загорается в огне, прибыла в Штаты, вряд ли кто-либо полагал, что в большинстве своём англоговорящее и социально-консервативное население окажет этим ребятам тёплый приём. Однако их взлёт в США был подобен метеориту.

Менее чем через десять лет после падения Берлинской Стены, в сентябре 1997, группа приземлилась в Нью-Йорке для презентации на конференции музыкальной индустрии CMJ. Они уже добились успеха на родной земле и в Европе, выпустили месяцем ранее альбом ‘Sehnsucht’, но здесь им пришлось начинать с чистого листа. На их концерты пришёл Уэйн Пигини с лейла London Records, на котором позже альбом ‘Sehnsucht’ стал дебютом Rammstein в Америке, но увидеть ребят в деле Уэйну суждено было лишь на концерте в Лас-Вегасе в декабре, когда Rammstein выступали на разогреве у немецкой индустриальной команды KMFDM.

«Помню, вышел после концерта и подумал: «Ого! Это действительно нечто особенное, – говорит он, – Тилль вытащил огнемёт и зажёг пламя на высоте 6 метров над толпой, и публика сходила с ума. Я никогда не видел ничего подобного. Сел в самолёт домой и подумал: «Не знаю, что из этого получится, но в этой группе есть нечто уникальное».

Уважаемый американский журналист Стив Мартин впервые услышал о Rammstein, когда команды из его списка, в том числе Дэйв Грол и Beastie Boys, вернулись с европейских фестивалей и восторгались Rammstein, поэтому он решил слетать на концерт немцев в Вену и его крайне изумило их опасное театральное искусство.

«Я был ошарашен, – вспоминает Стив, – Kiss были первыми, чей концерт я увидел в детстве, но это было за гранью. Kiss были мультяшными, Rammstein внушали страх. Увидев их на сцене, я был выбит из колеи. Их театральность казалась более серьёзной и настоящей. Я ушёл с концерта со словами: «Может быть, не сразу, но Америка их поймёт». Я знал, что это сработает.

В преддверии выхода в Штатах альбома ‘Sehnsucht’ Уэйн связался со своим другом, Майклом Арфином, организатором выступлений, живущим в Нью-Йорке, с которым познакомился ещё в колледже. В превосходном документальном фильме «Rammstein в Америке» Майкл признался, что у него были некоторые сомнения насчёт группы («Поначалу я думал, что такое никогда в жизни не прокатит в Америке»), но Уэйн убедил компанию звукозаписи отвезти Майкла на западное побережье на концерт Rammstein в Лос-Анджелесе в театр «Палладиум».

«Это было безумное шоу, – говорит Уэйн, – в середине концерта Майкл повернулся ко мне и сказал: «Чувак, я в деле!»».

Их фантастические и экстравагантные шоу, говорит он, стали ключевым преимуществом на американском рынке. В стране, где всё огромного размера, у Rammstein был неплохой шанс добиться успеха и признания.

«У них полный комплект, – говорит он, – огонь – это лишь элемент шоу. Это и костюмы, и освещение, да и в музыкальном плане они невероятно сыграны. Всё работает превосходно. Все видят, как пламя летит в небо и на лице чувствуется жар. И если бы музыка, освещение и всё остальное не гармонировало бы с огнём и пиротехникой, ничего бы не получилось. К тому же, у них есть Тилль – здоровенный мужик. Он сильный и фактурный, командует на сцене. Может быть, он лучший фронтмен, которого я видел. Своими выкрутасами и пиротехникой они вводят в заблуждение, но стоит погрузиться, и понимаешь, что здесь гораздо больше».

Фронтмен Тилль Линдеманн действительно парень видный – его массивная фигура и мощный раскатистый милитаристский вокал контрастирует с более простыми элементами сценического шоу (обычно на сцене достаётся клавишнику Кристиану «Флаке» Лоренцу), на фоне которого он выглядит настоящим гигантом. В жизни, однако же, Уэйн был впечатлён любезностью и профессионализмом музыкантов.

«Они говорили тихим голосом, – вспоминает он, – Тилль всегда тактичен и с ним приятно иметь дело. Безусловно, он любит хорошо проводить время, но в разговоре он невероятно вежлив и добр. Они всегда так себя вели. Я не испытывал с ними никаких проблем».

«Они были сплочённым коллективом, как семья, – добавляет Стив, – я заметил эту связь между всеми участниками группы. Все они были на одной волне, и познакомившись с ними, я смог понять, почему им удалось добиться успеха в этом невероятном музыкальным стиле и чрезвычайно опасными концертными шоу. Но они излучали тёплую семейную атмосферу, прямо как зрелые взрослые ребята. Видно было, что они появились буквально из ничего, но никогда не переставали ценить свой успех».

После выхода ‘Sehnsucht’ ребята гастролировали как проклятые, сначала с KMFDM, потом уже сольно, и в итоге в рамках тура Korn ‘Family Values’ («Семейные Ценности»). Но они вытянули ещё одного туза – вскоре после выхода альбома MTV стал крутить клип на песню ‘Du hast’.

«Это был успех, – говорит Стив, – когда я сидел на улице в кафе с одним из них, люди высовывались из окон машин и выкрикивали: «Rammstein! Du hast!». Эти парни не вписывались в то, что крутили по MTV, и я считаю, им это было на руку. Появившись словно бельмо на глазу между клипами No Doubt и TLC, видео Rammstein заинтересует кого-угодно. Если бы я увидел их в 15 лет, я бы глаз от экрана не оторвал».

Поскольку нью-метал переживал популярность, открывая двери для металлических команд всех мастей, а Rammstein брали колоссальными концертными шоу, Америка подсела. В итоге ‘Sehnsucht’ стал «платиновым» – неслыханное достижение для команды, поющей на немецком языке.

«Это театр, опера – можно прийти, увидеть и не понять ни слова, но всё равно будет ясно, что происходит, – говорит Уэйн, – когда мы начали работать с группой в Штатах, всегда возникал вопрос: как донести это до Америки? Как донести эмоционально то, что другие не понимают словами? Мы, кстати, всё же сделали песню ‘Du hast’ и ещё одну на английском языке, но идея не сработала. Звучало очень странно и ни к месту, так что мы идею забраковали. Поразительно, как можно разрушить языковой барьер».

«Перевод был слишком буквальным и потерялся весь эмоциональный шарм оригинальной лирики, – добавляет Стив, – это всё равно, что смотреть иностранный фильм. Я хочу смотреть с субтитрами, а не слушать дублирование».

В октябре 1998 гитарист Рихард Круспе рассказал журналисту “Metal Hammer” Яну Фортнуму о том, что ему приятно видеть, как американская публика тепло приняла группу. «Мы были невероятно удивлены, – сказал он, – потому что ты едешь в другую страну, поёшь на иностранном языке и им всё равно нравится то, что ты делаешь. Это же потрясающе. До нашего приезда в Америку все в Германии говорили нам, что у нас ни черта не получится, потому что такое никому не удаётся. Но мы всегда верили, что можно достичь успеха, если быть верным себе и своим убеждениям. Мы верили, что можем донести свой посыл до остальных.

По прибытию в Штаты Rammstein не были совсем уж тёмной лошадкой, поскольку их лично выбрал режиссёр Дэвид Линч для саундтрека к фильму «Шоссе в Никуда» (1997). «Если уж режиссёр такого калибра одобряет группу, людям это внушает доверие» – говорит Уэйн.

Но лишь после гастролей на группу стало обращать внимание более широкое население, и, как следствие, потеряли покой моралисты. Помимо того, что местная пожарная охрана в Чикаго запрещала музыкантам использовать пиротехнику, группа столкнулась с небольшой ярой кучкой критиков, для которых концертный образ Rammstein был уже перебором.

«Пару раз в Штатах, в Денвере и в мормонских штатах, в Чикаго, в паре городов, были небольшие демонстрации, – рассказывал Тилль Линдеманн журналу Rolling Stone в 2015, – церковники. Демонстрации с большими табличками и фразами: «Валите домой, нацисты!». Это были христианские и религиозные группы, но как же без них? Ребятам из Slipknot и Мэрилину Мэнсону вечно достаётся. Для этих активистов это всё равно, что выйти на прогулку в выходной день и найти козла отпущения».

«Помню, нам надо было сделать заявление, когда музыканты узнали, что у детей, устроивших в школе «Коломбина» массовое побоище, были дома в коллекции записи Rammstein, – добавляет Стив – мы просто должны были заявить, что группа не поощряет насилие и скорбит вместе со всеми. Но я не думаю, что многие считают парней из Rammstein врагами народа и злодеями».

Критической точки ситуация достигла 23 сентября 1998 в Вустере, штат Массачусетс. Rammstein были в туре «Семейные Ценности» вместе с Korn, когда Тилля и Флаке забрали в тюрьму, обвинив в развратном поведении после того, как парочка симулировала секс во время песни ‘Buck Dich’ («Нагнись!»), используя пластмассовый пенис, из которого Тилль брызгал на публику жидкостью. Ребята провели в «обезьяннике» всю ночь.

«У меня своя художественная интерпретация, и я не вижу в этом ничего постыдного или криминального, – говорил Тилль в фильме «Rammstein в Америке», – то есть, если я вытаскиваю из штанов пластмассовый член и брызжу молоком, я не думаю о том, как бы не оказаться за решёткой. Очень жаль, что люди мыслят очень ограниченно».

«Я восхищаюсь их упорством и нежеланием идти на поводу у других. Они сыграют своё шоу, как задумывают, и будь, что будет, – говорит Стив, – они не идут на компромиссы. Они искренние и настоящие. Они были сосредоточены на творчестве и относились к нему со всей страстью, и такие преданные своему искусству люди скорее предпочли бы сесть в тюрьму, нежели прогнуться под кого-то».

Эта бескомпромиссность во многом помогла Rammstein завоевать нью-металлическую публику во время тура «семейные ценности», несмотря на то, что у немецкой команды с той сценой было очень мало общего. Тур организовали Korn, помимо которых участвовали также Limp Bizkit и Ice Cube.

«Думаю, публика даже опомниться не успела» – сказал гитарист Korn Джеймс «Манки» Шаффер в фильме про Rammstein.

Этот нью-металлический цирк на колёсах открывала команда Orgy, и фронтмен Джей Гордон вспоминает, как Rammstein взяли их под своё крыло.

«Не перестаю благодарить Тилля, он потрясающий, – рассказывает Джей, – каждый из них был к нам очень добр, они научили меня немецким матерным словам. Мы зарабатывали 20 баксов в неделю и в райдере был прописан «Хэппи-Мил». Но у Rammstein были свои повара, и они готовили нам блюда европейской кухни, которые мы никогда в жизни не пробовали. Парни из Rammstein также научили меня отрываться как рок-звезда. Я приходил к ним в раздевалку, и тут же над головой пролетала пивная бутылка Heineken. Однажды наше баловство влетело нам в копеечку – пришлось заплатить 27 000 баксов. Мы были в Филадельфии и выступали на стадионе баскетбольной команды «Севенти-Сиксерс» и вместо гримёрки мы сидели в раздевалке для гостевой команды. Мы разнесли все раздевалки, воткнули топоры в потолок, повсюду были огнетушители, мимо которых мы не могли пройти – в общем, покутили на славу. Разнесли ко всем чертям».

Стив Мартин вспоминает тур с более деловой точки зрения. «Я впервые увидел, что это была всесокрушающая сила, – говорит он, – многие приходили в футболках Rammstein. Я понял, что в следующий раз этим парням под силу самим собрать стадионы. Америка была покорена окончательно и бесповоротно. И так же внезапно, как и появились, Rammstein исчезли. Следующий альбом, ‘Mutter’, вышел в 2001 году, удостоившись одобрений со стороны критиков и добившись коммерческого успеха, но вскоре Rammstein перестали выступать в Штатах. И почти десять лет спустя они решили вернуться в своём уникальном стиле, без труда 11 декабря 2010 года собрав легендарный «Мэдисон-сквер-гарден» в Манхэттене, после чего последовал тур. Стив знал, что так будет.

Для большинства команд оставить Штаты, чтобы сосредоточиться на Европе означает крах в Северной Америке. Но Rammstein отличаются от большинства групп, и пока их не было, появился YouTube. Целое поколение смогло увидеть их клипы и невероятные живые шоу, и многим не терпелось увидеть это собственными глазами и ощутить на себе.

«Rammstein – одна из тех команд, которым удалось стать успешнее и популярнее, не находясь у всех на виду, – говорит Уэйн, – некоторые коллективы, пропадая из поля зрения, превращаются в прошлогодний снег, но есть команды, которые чем дольше остаются в тени, тем больше на них спрос. Этим Rammstein и уникальны – мистикой, которую они сами вкруг себя и создали».

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук

* - иностранная пресса печатается на месяц вперёд


Dimon

  1. Коламбус сказал тебе 7 апреля, 2019 в 1:10 дп

    Спасибо админам за материал по Рамам, у них действительно шикарные шоу.

    Ответить
  2. Tanica сказал тебе 7 апреля, 2019 в 7:29 пп

    Металлика всегда на плаву. А Раммштайн потонул лет 15 назад… как когда-то в Питере…

    Ответить
  3. Коламбус сказал тебе 8 апреля, 2019 в 12:26 дп

    @Tanica:
    Заеду нынче в Питер посмотреть на потонувший Раммштайн, но сначала в Москву глянуть на плавающую Металлику.

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы