Брайн Татлер из Diamond Head о выступлении с Metallica
Брайн Татлер, основатель и до сих пор единственный оригинальный участник НВБХМ-группы Diamond Head в недавнем интервью ответил на вопрос о том, как он оказался на одной сцене с Metallica 26 июня, отчёт о котором мы публиковали вот здесь…
ДалееMetallica. Кукловоды и марионетки
[Статья из журнала "Rolling Stone" за ноябрь 2017 года]
В преддверии выхода нового бокс-сета Кирк Хэмметт (Kirk Hammett) и Ларс Ульрих (Lars Ulrich) вспоминают один из наиболее триумфальных и беспокойных периодов в истории группы.
Увидев все собранные и сохранившиеся материалы для переиздания бокс-сета своего культового альбома ‘Master Of Puppets’ (1986), музыканты Metallica поняли, что работы предстоит гораздо больше, чем над переизданиями первых двух альбомов. «Сложнее всего было с «кухонной драмой», – рассказывает Ларс Ульрих, – прикольно, конечно, завалить фэнов кучей всякого интересного дерьма, но где-то есть и критическая черта, и кажется, что это уже перебор. Если бы мы выпустили всё, что у нас сохранилось с тех времён, бокс-сет пришлось бы завозить в дом с помощью автопогрузчика».
Ульрих говорит, что вместе с остальными участниками группы они смогли конкретно ужать отобранный материал, задав себе вопрос, чего бы хотел увидеть и услышать поклонник группы. Помимо ремастера оригинального альбома они решили поделиться некоторыми записями с риффами, демками, различными черновыми миксами, интервью и концертными записями. От первых демок до гастрольного тура в поддержку альбома. В бокс-сет вошли концертные выступления на разогреве у Оззи Осборна, несколько сольных концертов, последний концерт с Клиффом Бёртоном (трагически погибшим в автобусной аварии во время европейского тура), а также первый концерт (и прослушивание) с Джейсоном Ньюстедом. Бокс-сет появится в продаже уже в эту пятницу. Внутри вас ожидает винил MOP, компакт-диски, кассета, DVD, 108-страничная книга в твёрдом переплёте, копии текстов песен, написанных рукой Джеймса Хэтфилда, значки и литография; выйдет и бюджетная версия переиздания – один CD в трёх версиях.
За 31 год с момента своего релиза, альбом ‘Master Of Puppets’ стал одной из самых влиятельных пластинок в металле. Молниеносные риффы ‘Battery’ ‘Disposable Heroes’ и ‘Damage Inc’ подняли планку в трэше 80-х, и Metallica пробилась в мейнстрим, выступая на разогреве у Оззи Осборна, а песни вроде убойнейшей ‘The Thing That Should Not Be’, атмосферной ‘Welcome Home (Sanitarium)’ и «проговой» ‘Orion’ показали, что жанр способен не только на скорость. А в замысловатом заглавном треке чередовались свирепые и вдумчивые пассажи. Песня ‘Master Of Puppets’ стала гимном группы – они исполняли её практически на всех концертах, и в недавнем туре «Metallica по Заявкам» больше всего голосов было отдано именно за эту песню. ‘Master Of Puppets’ поднялся на второе место (пропустив вперёд лишь ‘Paranoid’ Black Sabbath’) в списке 100 величайших альбомов по версии журнала Rolling Stone – пластинка шесть раз становилась «платиновой».
В ожидании коллекционного релиза Ульрих и гитарист Кирк Хэмметт рассказали о том, что же вошло в коллекционное переиздание ‘Master Of Puppets’
Чего больше всего ждёте?
Кирк Хэмметт: Мне больше всего нравятся записи с репетиций и концертные материалы, реально круто. Что-то невероятное.
Ларс Ульрих: Мне всегда нравились буклеты, я любил разглядывать каждый нюанс – я в бокс-сетах других музыкантов рассматриваю каждый клочок бумаги, каждую буковку в текстах песен, каждый билет и загогулинку. Надеюсь, фэнам понравится. Возможно, некоторые фото и записи вызовут эмоции, поскольку мы потревожили наследие покойного Клиффа. Ведь аудиозапись его последнего концерта это теоритически последняя его фотография, сделанная с нами на сцене. Смотришь на эти фотки, задумываешься и охреневаешь от того, сколько всего случилось; какие мы пережили взлёты и падения и как нам не хватает Клиффа, но в то же время, нам жутко повезло, что мы до сих пор занимаемся любимым делом и ещё кому-то интересны.
Давайте поговорим о некоторых «вкусностях» бокс-сета. Есть черновой микс кавера группы Fang ‘The Money Will Roll Right In’ . Что за история?
Ульрих: Мы просто прикалывались. Мы тогда много каверов играли, потому что с них и начинали. Песня ‘The Money Will Roll Right In’ сразу же пришлась по вкусу. Возможно, это была идея Клиффа, и мы подумали записать трек в самый последний момент.
Хэмметт: Не помню, кто играл на ‘The Money Will Roll Right In’. Понятно, что Ларс и Джеймс, но играл ли Клифф? Я не играл, потому что они и так песню отполировали и вылизали звучание. Мне трогать уже смысла не было. Версия Fang была реально «сырой»; будто они записали все восемь песен за один дубль. А у нас получился слишком вылизанный саунд, мы переборщили. Ни хрена не удалось передать панковскую простоту и «сырость» [смеётся], поэтому на альбом песня и не попала. Никогда не думал, что она выйдет, но это круто.
Ульрих: Мы подходили к записи очень серьёзно – пытались добиться лучшего звучания, мне нужно было, чтобы рабочий барабан звучал как на последнем альбоме Def Leppard – поэтому хотели записать несколько каверов. Свои песни мы не трогали, а вот над чужими любили помудрить.
Есть, кстати, любительская запись вашего концерта в клубе Ruthie’s Inn в ’85 – вы исполняете ‘The Money Will Roll Right In’ и звучит весьма по-панковски.
Хэмметт: Да, мы её исполняли. Альбом Fang был в постоянной ротации, и они выступали раз в две недели. Мы жили в Районе Залива, и я частенько видел этих ребят живьём.
А слышал когда-нибудь кавер этой песни в исполнении Nirvana? Они сыграли её в Рединге в 1992 году.
Хэмметт: Нет, понятия не имел. Ух ты! Даже и не думал, что парни из Nirvana слышали про Fang. Они [Fang] в Районе Залива были далеко не самой популярной панковской группой. Весьма странно.
Ещё один интересный кавер – песня Diamond Head ‘The Prince’, и я не знал, что вы записали её ещё при Клиффе. Позже вы перезаписали трек с Джейсоном Ньюстедом в период альбома ‘…And Justice For All’ (1988).
Почему не выпустили эту версию?
Хэмметт: Кажется, мы ещё не успели уладить юридические вопросы с ребятами из Diamond Head или пытались с ними договориться. Я не знаю. В общем, ничего личного. Только бизнес.
Ульрих: Работа кипела, времени было не так много и мы решили не записывать вокал для этого трека, а сосредоточиться на тех песнях, которые попали на альбом.
Ещё интересен черновой микс ‘Orion’ со вступлением на синтезаторе. На хрена?
Хэмметт: Мы подумали, прикольно было бы начать с клавишных. Хотели добавить орган или что-то вроде того, так что синтезатор просто заполнил свободное место.
Кто на нём играл?
Хэмметт: Не помню. Большинство из нас играли на синтезаторе одним пальцем.
Многие демо-записи очень похожи на финальные версии песен на альбоме. Вы особо с ними не экспериментировали?
Ульрих: Нет. Мы тогда никому не позволяли лезть со своими идеями, поэтому практически ничего и не меняли. Если бы поменяли, это означало, что мы уступили. Эти записи не слышал ни менеджмент, ни лейбл. И я не хочу никого обидеть, но Флемминга [Расмуссена] мы продюсером не считали. Он был скорее звукоинженером. Он пришёл в студию, чтобы добиться самого крутого звучания. Мы считали, что продюсер – это чувак, который приходит и поганит песни, пытаясь превратить их в радио-хиты, поэтому мы твёрдо себе сказали: «Никаких продюсеров». Мы были дерзкими и несогласными. Если послушать демки и финальные версии песен – разница небольшая. Аранжировки остались те же, просто в студии мы их приукрасили. Джеймс очень любит возиться со звучанием в студии и ему нравилось звучание некоторых альбомов Queen. Но никакой продюсер к нам не приходил и не указывал, что делать.
А как же Гедди Ли из Rush? Вы же хотели нанять его в качестве продюсера альбома, нет?
Ульрих: Ого! [делает паузу]. Полагаю, он был в очень-очень коротком списке тех, с кем мы, возможно, обсуждали эту тему.
Как рождалась лирика для альбома?
Ульрих: Джеймс стал погружаться в собственный мир и писал их от руки. Лирика рождались за различными разговорами. ‘The Thing That Should Not Be’ корнями уходит в мифологию Г.Ф. Лавкрафта; ‘Disposable Heroes’ – о том, что ты всего лишь инструмент в чужих руках, когда идёт война; ‘Leper Messiah’, кажется, предложил Кирк – что-то связанное с песней Дэвида Боуи, и тогда, конечно же, по «ящику» постоянно показывали всяких аферистов-евангелистов вроде Джимми Сваггерта и Джерри Фалуэлла. И мы сидели, пялились в «ящик» и идеи для песен рождались сами собой. Сидели и смотрели, как эти евангелисты дурят всех вокруг: «Пришлите мне денег, и я вас исцелю», и всё такое. Вот мы и написали ‘Leper Messiah. ‘Damage Inc’ и ‘Battery’ мы посвятили нашим братьям-металлюгам; она о чувстве единства. Песня ‘Master Of Puppets’, конечно же, была о пристрастии и всё такое, и она в некоторой степени была написана под вдохновением от нашего друга, Рича Бёрча. Мы его упомянули в списке благодарностей на альбоме ‘Kill ‘Em All’ – «тряси башкой, которая не трясётся» – он приходил, отрубался на нашей с Джеймсом кушетке, а утром просыпался, «крошил себе завтрак на зеркале» (строчка из песни – прим. ThRaSheR) и «улетал». Послушай, мы этого парня обожали, и он был нашим классным другом, но мы его не осуждали – просто тогда многие вели такой образ жизни.
Кирк, в боксе полно записей с риффами, на которых можно услышать твои наброски для соло. Как ты тогда придумывал соло-партии?
Хэмметт: Раньше я мог придумать соло целиком, от начала и до конца. Я хотел пойти в студию с 80-90 процентами готового материала. Я не импровизировал. Я был молод и не умел приходить в студию с пустыми руками, а там уже выдавать 500 идей. Это сейчас я могу, потому что вырос как музыкант; на альбоме ‘Hardwired… To Self-Destruct’ (2016) я понятия не имел, что буду играть и мне понадобилось 90 минут, чтобы сообразить. В 1986 году я так не умел. Придумывая соло для ‘Damage Inc’, я сидел, чесал затылок и как ошарашенный смотрел и думал: «Что же ещё-то сыграть?».
Записей Клиффа в боксе нет. Как он сочинял песни?
Хэмметт: Он сыграл вступление к ‘Damage Inc’ с крещендо-диминуэндо, а потом сыграл мне произведение Баха и спросил: «Слушай, не сильно слышно, что я кое-где слизал?», на что я ответил: «Да ты чё?! Вообще не слышно! Будто играешь свою собственную тему». Ещё он придумал среднюю часть в ‘Orion’ на басу и проработал гармонии для гитары, но сыграл их на басу. На альбоме гармонии сыграли мы с Джеймсом, но изначально Клифф хотел сыграть все эти гармонии сам, причем на басу. Однако ничего бы не получилось, потому что тогда бы это была уже сольная тема, как в ‘Damage Inc’. И мы запихнули его кусок соло в ‘Orion’ и придумали аранжировку для гитар на басу. Это была его лебединая песня.
В боксе куча концертных записей. Воспоминаниями поделитесь?
Ульрих: Вспоминаю тур с Оззи. Мы с ним на гастролях провели времени больше, чем кто-либо другой. Иногда выступали сольно, когда не играли с Оззи – одним из тех концертов было выступление в Aragon Ballroom (Чикаго).
Хэмметт: Отлично помню, как мы играли ‘Disposable Heroes’ в Aragon Ballroom и видел, как толпа сходит с ума. На разогреве у Оззи мы ‘Disposable Heroes’ не играли, но я понял, что песня ох*ительно идёт живьём.
Ульрих: Концерт в Hampton Coliseum [есть в бокс-сете] c Оззи. Пришедшие не въезжали в то, что мы творили на сцене. Ничего подобного они в жизни не видели. Мы играли в центральной Америке, исполняли ‘Battery’ и ‘Master Of Puppets’ и по выражению лиц публики было видно, что они просто в ах*е от происходящего.
Хэмметт: Концерт в Нью-Джерси удался, потому что за день до него мы с Джеймсом и Клиффом тусовались с парнями из Samhain. Круто было с ними затусить, и я помню Ири [Фон] и Гленн были на нашем концерте, и мы были дико рады и вдохновлены – хотелось отыграть на уровне, потому что за нами наблюдали сам Гленн, мать его, из Misfits и ребята Samhain. Типа мы должны были не облажаться. Мысль об этом вдохновляла.
А что помните о концерте в Hampton Coliseum, где на ритм-гитаре играл Джон Маршалл (гитарный техник Кирка), поскольку Джеймс сломал запястье, катаясь на скейтборде?
Хэмметт: Джон начал тур сбоку у сцены, но Клифф постоянно говорил: «Вытащи ты, бл*дь, уже свою задницу на сцену». Забавно, что Джон начинал концерт за сценой, а к третьей песне приходил и стоял перед усилителем. К четвёртому концерту мы ему сказали: «Слушай, х*рня какая-то получается. Сначала тебя не видно, а потом ты вдруг, бл*дь, выходишь. Выходи и руби с первой песни!». Я знаю Джона Маршалла с 13 лет, мы с ним вместе играли на гитаре, когда нам было 15, поэтому было очень необычно сыграть вдвоём, да ещё и в туре с Оззи. Очень странное ощущение. И необычно, и круто!
Ульрих: Концерт в Hampton Coliseum был последним в туре с Оззи. Мы потом во время выступления Оззи круто оторвались. Выбежали на сцену, в подгузниках, с гитарами и в смешных париках. После концерта наш менеджер, Клифф Бёрнштейн сказал, что ‘Master Of Puppets’ стал «золотым», и это было, конечно, настоящее безумие. Ещё у Хэтфилда днюха была (3 августа)
Когда слушаешь кассету с последним концертом Клиффа (в Стокгольме), испытываешь эмоции?
Ульрих: Конечно же, прошёл уже 31 год. И ты останавливаешься, оглядываешься, благодаришь судьбу за то, что он был в твоей жизни. Я себе ни разу не позволял сесть и задуматься. Но когда время от времени сидишь с этим материалом в 2 часа ночи, думаешь: «Ого». Сидишь, слушаешь последние две песни, смотришь на последние фотографии с того концерта и тебя, конечно, накрывает.
Каким был последний концерт с Клиффом?
Ульрих: Мы отыграли в Англии, собрав целые кинотеатры на 3000 человек, затем отправились в Скандинавию, где клубы напоминали хоккейные площадки – меньше, холоднее, мрачнее. Была совершенно другая атмосфера. Мы отыграли в Стокгольме, всё прошло невероятно хорошо. Наверное, это был тот редкий случай, когда мы решили сыграть одну дополнительную песню, что случалось крайне редко и тогда, и сейчас. Но концерт был просто феноменальным. Атмосфера была потрясающая.
Хэмметт: Концерт был значимый, потому что Джеймс впервые за долгое время снова взял в руки гитару и отыграл полноценный сет. Он даже смог на «бис» отыграть. Кажется, это была песня ‘Blitzkrieg’. Все пятеро, в том числе и Джон Маршалл (гитарный техник Кирка, также играл на гитаре, пока Джеймс залечивал руку после перелома) были дико рады, что Джеймс вернулся, играл на гитаре, будто запястье он никогда и не ломал. Концерт прошёл хорошо. Со сцены уходили в приподнятом настроении, смотря в светлое будущее. Говорили: «Ребята! Здорово, что Джеймс вернулся и теперь всё снова будет как прежде!». Вот такое было настроение после концерта, а потом эта авария и было ощущение, что мы с огромной высоты рухнули в глубокую чёрную пропасть.
Ульрих: Мы целый день общались с прессой, сфоткались для шведского журнала «OK», который был скорее какой-то молодёжной газетёнкой. Затем пошли в автобус и болтали. Мы с Клиффом зависали, пиво пили. Сейчас мне всё кажется мутным, но день был действительно классный.
Хэмметт: Когда уже сели после концерта в автобус и собрались уезжать, за нами побежали фэны, прямо за автобусом. И Клифф сказал: «Посмотрите на них! Прям как зомби!» Ему очень нравились зомби и ужастики! И мы все ржали. А потом мы начали играть в карты. Впереди предстояла долгая-долгая дорога. А дальше все и так знают, что случилось…
В боксе также есть первое прослушивание в группу Джейсона Ньюстеда и его первое выступление. Непростое, полагаю, было время.
Ульрих: Да, мы не знали, что делать и как быть, поэтому решили двигаться дальше. Клиффа мы похоронили через неделю или две после аварии, и не прошло и пяти минут, как мы принялись за дело, потому что стоило нам тормознуть, мы бы рухнули в глубокую пропасть, из которой бы уже не выбрались. И я обзвонил несколько человек, в том числе и Брайана Слэгела [основателя лейбла Metal Blade] и спросил: «Кто у тебя есть из крутых басистов на примете?». Через неделю после похорон Клиффа мы устроили прослушивание.
Хэмметт: Странное было ощущение. Перед первым концертом мы жутко нервничали. На репетиции всё звучало круто, но мы не знали, справится ли Джейсон на сцене. Можно репетировать до уср*чки, но как только ты покидаешь дом родной, едешь в тур и рубишь на сцене, вот тогда и выясняется, кто пацан, а кто – мужик. Никаких курсов обучений, наставлений и пособий. И Джейсон справился. В грязь лицом парень не ударил.
Ульрих: Джейсон излучал невероятный позитив и бешеную энергию, он был как метеор. Он пришёл в группу и был полон сил и энтузиазма. Он знал, как ему нужно себя вести, у него был уникальный подход к делу и своему инструменту. На Клиффа он был абсолютно не похож, но мы и не пытались найти Клиффа-младшего. Я нутром чувствовал, что Джейсон был идеальным кандидатом.
В бокс-сет вошло около двух лет вашей жизни – с момента сочинения материала для ‘Master Of Puppets’ и вплоть до гастролей с Джейсоном Ньюстедом, но ведь за это время много чего произошло. Что ты об этом думаешь?
Хэмметт: Мы чувствовали ответственность за будущее группы. Перед той сентябрьской ужасной аварией 1986 мы были полны оптимизма. Но буквально через пару дней мы понятия не имели, будем ли мы когда-нибудь снова играть вместе. И мы потеряли брата. Такие события в любом случае заставляют переоценить ситуацию психологически и эмоционально. И мы сильно выросли, потому что в следующем туре опыта и мозгов прибавилось. Мы были более сосредоточены на музыке. Играли лучше. Хотелось совершенствоваться, и в результате мы выпустили ‘…And Justice For All’ (1988)
Клифф Бёртон однажды сказал: «‘Master Of Puppets’ – моя любимая песня Metallica и лучше мы пока не написали». С тех пор вы играете её практически на всех концертах. Почему она прошла испытание временем и по-прежнему актуальна и востребована?
Хэмметт: В ней целая палитра красок. В середине она мелодичная и атмосферная. Сама песня очень тяжёлая и в ней чувствуется непередаваемая энергетика. В композиции полно эмоций. Стоит мне послушать или сыграть ‘Master Of Puppets’ , и я чувствую, будто очистился. Величайшая музыка всегда такая – либо ты заряжаешься эмоциями, либо через эмоции избавляешься от негатива. Эта песня очищает душу. В ней присутствуют эмоции, близкие многим из нас, просто не каждый это осознаёт и чувствует. После прослушивания на душе становится лучше.
Источник: RollingStone.com
Перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук
Dimon
- 22 комментария
- Темы: Cliff Burton, Jason Newsted, Kirk Hammett, Lars Ulrich, Master Of Puppets, Rolling Stone
Я вспоминаю интервью Кирка, он рассказал, что в тот вечер перед трагедией они поменялись с Клиффом местами в автобусе, просто он захотел отдыхать на месте Кирка. Вот судьба проруха!
ОтветитьА вот давайте проведём опрос. Если бы Вы выбрали только одну единственную песню с диска. Только одну! То, какая бы у каждого была? Я за одноимённую альбому.
ОтветитьDamage Inc
Ответитьbattery
ОтветитьАхренительный материал!!!
Ответить@Севастополь:
ОтветитьТрудно одну.. Я пожалуй пас))
@Севастополь:
ОтветитьThe Thing That Should Not Be
Я тоже за одноимённую.
Ответить@metc:
ОтветитьОдну невозможно! Но ведь не на корову играем. Поэтому попробуйте, выберите.
Спасибо за интервью!
ОтветитьПесни на альбоме все хороши по-своему. Они просто разные, чтобы выделять лучшую.
@Севастополь:
ОтветитьDisposable Heroes
Orion
ОтветитьСпасибо за материал. Damage inc. Хотя честно говоря выбрать одну песню из этого альбома, это разрыв мозга.
ОтветитьDamage Inc
Ответитьно одной тут явно не обойтись))
Damage, Inc. за рифф в середине песни, после второго припева.
Ответить@Севастополь:
ОтветитьНе не не)))) Одну невозможно! Могу сказать какая меньше всего зашла. Это The Thing That Should Not Be. Хотя в живую она мне очень нравится!
@Юрррраааа:
ОтветитьТочняк! Считаю, что это один из лучших риффов Металлики вообще!
Вообще, жаль что они Damage, inc. очень редко играют дпюа и раньше не особо.
ОтветитьЯ бы выбрал Orion
ОтветитьDisposable heroes
ОтветитьСудя по коментариям одной песней можно считать веь альбом. А я за однаименную.
ОтветитьB или M.
Ответить