Джеймс Хэтфилд: «В этом мире нет лучшего чувства, чем помогать кому-то другому и делать это, никому не рассказывая об этом»
Джеймс Хэтфилд в одном из эпизодов “The Metallica Report” рассказал о том, как появился логотип благотворительного фонда “All Within My Hands”…
ДалееРождение трэша. С чего всё начиналось (Эксклюзив “Metal Hammer”)
(статья из журнала Metal Hammer 2014. Специальный выпуск)
Писатели в сфере тяжелой музыки Малкольм Доум (Англия) и Хавьер Рассел (США) своими глазами (и ушами) видели, как зарождался трэш. В этой статье они делятся своими мыслями по поводу первых шагов жанра и последующего его восхождения к славе…
Что такое трэш? Откуда произошло это название? Почему славные деньки 1980-х такие… удивительные?
Нам посчастливилось увидеть музыкантов всех ныне великих трэшевых команд в их юношеские годы; увидеть, как обитающий в подвалах вымазанный в грязи отпрыск НВБХМ (Новой Волны Британского Хэви-Метала) превратился, вероятно, в самое значимое металлическое движение в мире.
Но мы ещё никогда не общались друг с другом об эпохе трэша. ТОЙ эпохе трэша. И когда мы решили, что должны это сделать, мы сразу же воспользовались этим шансом, чтобы провести подробный анализ и предаться воспоминаниям. Вероятно, вы не во всем с нами согласитесь – было бы глупо – но мы надеемся, что наш разговор вновь наведёт вас на размышления о форме музыки, которая, цитируя Judas Priest, «словно тиран, по земле ступает тяжелыми шагами».
Малкольм Доум: Знаешь, никто точно и не мог вспомнить, кто же придумал термин «трэш-метал».
Хавьер Рассел: Время от времени утверждали, что его придумал я, да и про тебя говорили, что ты первым начал его использовать. Я уже и не помню.
Малкольм Доум: У меня нет сомнений в том, что впервые термин появился в журнале ‘Kerrang!’ году в 1983-1984. Возможно, это как-то было связано с песней Anthrax ‘Metal Thrashing Mad’. Но если честно, не имеет никакого значения, кто первым придумал этот термин. Он идеально описывает эту музыку. А как бы ты охарактеризовал трэш?
Хавьер Рассел: Я всегда говорил, это все равно, что слушать бетономешалку, которая вращается с огромной скоростью. Или как Ford Escort с более мощным двигателем. В плане музыки для меня это была НВБХМ, но намного «грязнее». Благодаря чему этот жанр выделялся среди остальных.
Малкольм Доум: Всегда говорили, что корнями трэш уходит в британский хэви-метал, ведь так? Полагаю, речь идёт об Iron Maiden, Judas Priest, Motorhead и Venom…
Хавьер Рассел: Думаю, есть веские основания полагать, что Motorhead были самой первой настоящей трэшевой командой. Помню, я видел их в ‘The Roundhouse’ в Лондоне в 1975 году – это было их самое первое выступление – когда они выступали на разогреве у Pink Fairies, и звучали они очень громко и грязно. Оглядываясь назад, это, по сути, и был трэш-метал, но задолго до того, как появился термин «трэш».
Малкольм Доум: Интересно, что мы оба согласны, что корни у трэша почти полностью британские, поскольку в то время не было ни одной британской трэшевой команды, которая бы действительно произвела настоящий фурор во всем мире. Мы очень долго доминировали в мире хэви-метала и потом остались за бортом.
Хавьер Рассел: Полагаю, ближе всех из британских коллективов к успеху были Onslaught. Но в итоге они потерпели неудачу. Всё же, по крайней мере, у них была песня ‘Metal Forces’, в честь которой был назван британский подпольный журнал, благодаря которому люди узнавали события и новости музыкальной сцены.
Малкольм Доум: Я думаю, мы настолько привыкли к своей лидирующей роли, что настало время залечь на дно. Но хэви-метал раньше никогда не мог похвастаться коллективами, которые играли действительно качественную музыку. Например, в Бразилии и Швейцарии внезапно начали заявлять о себе таланты мирового класса…
Хавьер Рассел: Да, в Швейцарии были Celtic Frost и Coroner. И родом они из Цюриха, а город этот тогда был известен большим количеством богатых людей. Вряд ли кто-то ожидал, что там появятся действительно талантливые ребята, играющие тяжелую музыку. Но ‘Frosties’ как мы их ласково называли, представляли огромный интерес. Помню, я приехал на квартиру к их басисту Мартину Эрику Эйну, чтобы взять у группы одно из первых их интервью, и мы сидели в Тёмной Комнате Мартина. Там в буквальном смысле не было света, и атмосфера была жутковатой. Фотограф Рэй Палмер, с которым я тогда был, в конце концов спросил Мартина, не мог бы он включить свет, и Мартин зажёг несколько свечей. Всё это было в комнате с черепами и парочкой оригинальных картин Х.Р. Гигера! Странные ребята, но умели удивить, и были неглупыми!
Малкольм Доум: Они любили экспериментировать, и были немного не в себе. На альбоме ‘Into The Pandemonium’ у них была песня ‘Tristesses De La Lune’. В ней был лишь женский вокал и виолончель. Однако фэны трэша приняли её без вопросов. Просто это лишь раз доказывает, что эту музыку могут слушать люди широких взглядов.
Хавьер Рассел: Я думаю, благодаря тому, что в Европе были группы вроде Celtic Frost, в какой-то степени Америка захотела создать свою музыкальную сцену. Но когда трэш только зарождался, первыми были именно американские команды. Достаточно подумать о «Большой Четвёрке» - Metallica, Slayer, Megadeth, Anthrax. Одни янки.
Малкольм Доум: Ещё один странный термин, не правда ли? «Большая Четвёрка». Термин придумал Дон Кай. Он в то время был журналистом ‘Kerrang!’ и жил в Нью-Йорке. Кстати, ты согласен с его выбором?
Хавьер Рассел: Полагаю, есть веские основания добавить туда Testament и Exodus. Помню, я тогда спросил Ларса Ульриха, что он думает по поводу Anthrax, и он просто пожал плечами. Для меня они всегда были комичной группой. Может быть, всё из-за названия или потому что на сцене они выступали в смешных шортах до колен. Лично я считал, что они не дотягивают до класса трёх остальных команд «Большой Четвёрки».
Малкольм Доум: С исключительно коммерческой точки зрения с его выбором поспорить трудно. Но если говорить с точки зрения музыки – я бы выбрал Metallica, Slayer, Exodus и Testament, вытеснив Megadeth. Но давай будем честными перед Anthrax – они были пионерами. Первая трэшевая группа с настоящим вокалистом (Джои Белладонной); они первые в жанре начали использовать элементы рэпа и хардкора. За всё это их высмеивали и жёстко критиковали, но спустя пару лет многие начали им подражать, однако Anthrax были новаторами в этом деле.
Хавьер Рассел: До сих пор помню, как впервые услышал Metallica. Я был в Сан-Франциско, чтобы написать отчёт о концерте Y&T и Motley Crue, и я был в магазине пластинок ‘Record Vault’. Рон Квинтана, который сегодня известен в первую очередь как основатель фэнзина ‘Metal Mania’, там работал и дал мне кассету этой группы. Он сказал, что мне, возможно, понравится. Это была демка Metallica. Я положил её в карман, но послушал её немного позже, и то, что я услышал – мне очень понравилось. Они выступали сразу же после Laaz Rockit и Head On, и я пошёл на них посмотреть. Они были великолепны. После концерта я долго болтал с Ларсом.
Малкольм Доум: Ларса постоянно критикуют за невнятную игру на барабанах, но справедливости ради стоит отметить, что без его драйва и понимания сути дела, Metallica никуда бы не пробилась.
Хавьер Рассел: Когда Питер Менш из “Q Prime” пытался связаться с группой, потому что хотел стать их менеджером, он попросил меня передать им, чтобы они с ним связались. Я связался с Ларсом через маму Кирка Хэмметта, и она уже передала группе, а они тогда были на гастролях. Ларс, кстати, позвонил Мэншу в Нью-Йорк из телефонной будки в Сан-Франциско! Мобильных телефонов тогда в помине не было. Но это лишний раз показывает, насколько Ларс верил в группу! Кто бы ещё так сделал?!
Малкольм Доум: Ты видел Metallica с Дейвом Мастейном и Джеймсом Хэтфилдом. Наверное, это было то ещё зрелище…
Хавьер Рассел: Они были как два брата, которые вечно не могут поладить друг с другом. С первых дней было очевидно, что один из них должен был уйти.
Малкольм Доум: Для меня Мастейн – самый талантливый из всех музыкантов, бывших в Metallica. Но в те дни он был нестабильным. Помню, я был на репетиции Megadeth в Лос-Анджелесе, когда они готовили песни для альбома ‘Killing Is My Business… And Business Is Good!’ и он мне постоянно говорил, что героин очень помогает ему в половой жизни и он хочет от лица Megadeth сказать людям, что все должны употреблять этот наркотик! Ещё он в тот вечер наставил на меня пушку. Он сказал, что она не заряжена, но мне в это слабо верилось…
Хавьер Рассел: Когда Дейв был в Metallica, они называли себя пауэр-металом. У них это даже на визитках было напечатано. Так тогда эту музыку и называли, а термин «трэш» появился намного позже.
Малкольм Доум: Проблема в этом обобщённом термине состояла в том, что «трэшем» называли всё подряд. В то время было множество оригинальных интересных молодых коллективов, и вдруг все они стали называться «трэшем». Но разве Armored Saint похожи на Slayer?
Хавьер Рассел: Не похожи, и они из-за этого настрадались. Ещё было важно, что трэш появился одновременно с глэмом. Глэм-метал был невероятно популярен в Лос-Анджелесе, поэтому Metallica переехала в Сан-Франциско. В Лос-Анджелесе их не понимали.
Малкольм Доум: Глэм и трэш были очень разными. Глэмеры ходили в лосинах и пользовались лаком для волос и одевались как бабы, а трэшеры ходили в джинсах и футболках.
Хавьер Рассел: Если посмотреть ранние фотографии Metallica, то видно, что ребята носили лосины, ремни из пулемётной очереди и футболки Venom.
Малкольм Доум: Видно было, что юные трэшеры искренне любили команды, оказавшие на них влияние. И они этого никогда не скрывали. Помню, видел, как в 1985 году Slayer выступали на разогреве у Venom в ‘The Palace’ в Лос-Анджелесе. Сразу же после своего выступления музыканты Slayer побежали в первые ряды, чтобы трясти башкой и отрываться под Venom. Ни одна из глэмерских команд так бы не сделала.
Хавьер Рассел: Мы с тобой даже не упомянули о том, насколько в развитии трэша был важен панк. Группы вроде MC5 и Игги Попа & The Stooges оказывали огромное влияние, а The Sex Pistols сами были на грани с трэшем. Панк привнёс в этот жанр энергетику.
Малкольм Доум: Американская сцена трэша сильно отличалась от европейской, согласен?
Хавьер Рассел: Я считаю, что группы и фэны в Европе были агрессивнее. Помню, во время одного из выступления Kreator один парень сиганул прямо с колонок, притом, что нога у него была в гипсе. Он её уже трижды ломал на концертах Kreator, но ему было плевать. Он был настоящим поклонником группы и готов был сломать ногу и в четвёртый раз. В Америке многие, кто ходил на самые первые выступления, знали музыкантов лично, и это отражалось на атмосфере во время концертов. Так что по сравнению с американскими, европейские концерты были настоящим безумием.
Малкольм Доум: Помнишь, мы с тобой ездили на фестиваль Aardschok в Голландии в 1987 году? Мы приехали на площадку, а снаружи стояли фэны, пили и блевали. Ещё даже 11 утра не было!
Хавьер Рассел: Были группы вроде Kreator , которые родом из промышленных районов. Как и в Бирмингеме в Англии, это способствовало развитию тяжелой музыки. Многие американские трэшевые команды, становясь успешными, начинали «чистить» своё звучание и переставали быть трэшем. Но европейские команды, особенно немецкие, остались верны себе. Они знали, что трэш характеризуется рычащим вокалом и злыми агрессивными риффами.
Малкольм Доум: Slayer всегда были исключением, поскольку они всегда наотрез отказывались что-либо менять. Ты прав – чем успешнее и круче становились американские группы, тем более разноплановой становилась их музыка, но Slayer всегда знали, благодаря чему они стали королями андеграунда и не признавали никаких изменений. Они своего рода AC/DC в трэше. И в этом им нет равных.
Хавьер Рассел: Поэтому и альбом ‘Reign In Blood’ является величайшей трэшевой пластинкой всех времён. Я никогда не оценивал ранние работы Slayer, но этот снёс мне крышу капитально. Однако должен сказать, что на сегодняшний день считаю их мини-альбом ‘Haunting The Chapel’ вершиной творчества группы.
Малкольм Доум: Если бы люди, которые никогда не слышали, что такое трэш, попросили тебя включить им какой-нибудь один альбом, что бы ты выбрал?
Хавьер Рассел: Альбомы Metallica ‘Kill ‘Em All’ или ‘Ride The Lightning’, либо пластинку Kreator ‘Pleasure To Kill’.
Малкольм Доум: А знаешь что? Я вы выбрал диск Kreator ‘Endless Pain’. Так или иначе, он прекрасно демонстрирует, почему то время было действительно потрясающим!
Перевод: Станислав «ThRaSheR» Ткачук
Dimon
- 10 комментариев
- Темы: Armored Saint, Bay Area Thrash Metal, Big Four of Thrash Metal, Dave Mustaine, Exodus, James Hetfield, Joey Belladonna, Kill'Em All, Killing Is My Business... And Business Is Good, Kirk Hammett, Lars Ulrich, Metal Hammer, Motörhead, Onslaught, Peter Mensch, Ride the Lightning, Testament
Очень интересно было почитать мнение и воспоминания людей, которые присутствовали при зарождении трэша.
ОтветитьСпасибо, интересный материал.
ОтветитьЗамечательная беседа вышла, какой же все таки этот выпуск MH крутейший!
ОтветитьПро Big4 рассуждения понравились, споры так и останутся что главное в ней было определяющее коммерческий успех или музыкальное составляющее, лично мое мнение и то и другое) хотя до Big6 можно расширить было тут даже без вопросов, а вообще истинная четверка это Тевтонская бригада, вот уж кто не подается сомнениям. Хотя и у них там тоже споры насчет Tankard, “3 светила Трэша” еще называют, в этой статье немцам отдали должное, всегда бескомпромисный Трэш рубали особенно Sodom, единственное что только Kreator с готикой эксперименты проводили, ну это и не минус, Endorama хорош.
На вопрос Малколма какой альбом включить - я бы помимо выше перечисленного добавил прожигающий напалмом и как бомба сносящий все на своем пути альбом Sodom - Agent Orange!
Спасибо!!
ОтветитьМолодые, дерзкие, талантливые и без ненужных татуировок.
Ответить” и парочкой оригинальных картин Х.Р. Гигера”
Афигенно круто!
@Юрррраааа:
татуировки ненужными не бываютЪ!
Спасибо!
Ответить@Гугенот:
ОтветитьКак говорил В. Кличко:” Есть много точек зрения по этому поводу…”)))
Спасибо за перевод, одина из самых интересных статей за последнее время. Только насчет несерьезности Антракса не согласен с их мнением, всетаки Spreading the Disease и особенно Among the Living это, как минимум, знаковые трэш альбомы которые и вышли какраз примерно на заре жанра.
ОтветитьДа и из современных альбомов их Worship Music едва ли не лучший из всей большой четверки за последние годы, видно что парни еще имеют какой-то запал в отличии от Папы Хэта и компании, которые занимаются не пойми и чем и “не сидят сложа руки”.
@Юрррраааа:
Ответитьну тогда придержусь точек зрения Дж. Хэтфилда, Т. Арайи, К. Кинга, Д. Ломбардо, Ч. Билли и прочих из метал-братии, носящих татухи))
Спасибо за кусочек счастья в это знойное лето, Metbash как всегда на высоте! \m/
Ответить