“S&M” (CD1): Осмысление творчества

Во второй половине 90-х у многих поклонников металла, особенно самых твердолобых и консервативных, создалось, вероятно, впечатление, что Metallica над ними издевается. Сначала она выпустила дилогию «Load» и «Reload», которую большинство фэнов приняли в штыки, затем сборник каверов, породивший слухи, что ребята скоро распадутся, раз ничего своего уже не сочиняют, и вот теперь это. В то время как многие группы спустя годы успешной карьеры выпускают «Greatest Hits» (официальной подобной компиляции до сих пор нет) или концертники, наши любимцы решили сделать почти то же самое, но не совсем…

Это можно считать сборником лучших хитов в живом исполнении, однако ребята последовали повальной моде скрещивания металла с классической музыкой – мол, более молодые Therion могут, так почему бы нам не сделать то же самое? Да и Rage опять же. Да сколько их было – не перечесть! Исполнилось, например, 30 лет с тех пор, как Deep Purple выпустили знаменитый «Concerto for Group and Orchestra», о чем американцы также наверняка вспомнили.

Не думаю, что ими двигало желание заработать побольше денег, поскольку финансовые проблемы, как мне кажется, их уже давно не волнуют, а просто захотелось обратиться к чему-нибудь такому, чего они еще не пробовали. Участники Metallica всегда руководствовались своими собственными желаниями, а не вопросом, чего от них ожидают поклонники. О своем намерении записаться вместе с Сан-Францисским филармоническим оркестром из 80 человек под управлением Майкла Камена, который, помимо оркестровки «Nothing Else Matters», был известен своими саундтреками, музыканты заявили еще 7 января. Камен как-то сказал, что в музыке группы есть что-то от Вагнера, так почему бы еще не приблизить ее к классике?

21 и 22 апреля два обещанных концерта прошли в “Berkeley Community Theatre” в Сан-Франциско (дома, как известно, и стены помогают), причем каждый из них длился целых три часа вместе с антрактом, в то время как на записи время сокращено более чем в два раза. 6 ноября трансляция прошла по MTV, а спустя пару недель двойной альбом был выпущен сначала в Японии, а потом и во всем мире. Транслировали его также в Интернете. Что интересно, в день выпуска альбома в США Metallica вновь выступила с оркестром, но на этот раз в Madison Square Garden в Нью-Йорке. В названии диска решили сделать каламбур: вообще сокращение «S&M» означает «садомазохизм», но здесь оно подразумевает «Symphony & Metallica» (S даже сделана в виде скрипичного ключа, а M представляет первую букву классического лого группы).


1) «The Ecstasy of Gold»:

Начинается все с красивого саундтрекового инструментала, сделанного известным итальянцем Эннио Морриконе для фильма «Хороший, Плохой, Злой» (The Good, the Bad and the Ugly), последнего из знаменитой трилогии «спагетти-вестернов» Серджо Леоне с участием Клинта Иствуда. Группа начинала свои шоу с кассетной записи этой композиции еще с 1984 г., хотя какое она имеет к ним отношение, я понять не могу. Здесь эту вещь играет уже живой оркестр, что звучит, конечно, гораздо круче. Может быть, просто хотели настроить слушателей на что-то более классическое, но в то же время не Бетховена же играть, правда? С этого же инструментала начинается, например, и знаменитый концертник «Live Shit: Binge & Purge», записанный в Мехико. Но там все было понятно – Мексика все-таки может ассоциироваться с вестерном, а вот оркестр Сан-Франциско…

2) «The Call of the Ktulu»:

Далее следует великолепнейший инструментал уже самой Metallica – «The Call of the Ktulu». (Что здесь делает лишний артикль, я не знаю – это к тем, кто набирал текст для издания альбома.) Скрипки добавили ему грусти, и это, вероятно, один из немногих треков, на котором оркестр играет очень большую роль (а не уходит в тень), поскольку музыка здесь сама по себе такая, будто предназначалась для обработки в классическом духе. Лавкрафт, наверное, был бы в восторге. Оценили и другие – за эту версию группа в очередной раз получила «Грэмми».

3) «Master of Puppets»:

Следующей идет нетленная классика группы. В целом оркестр добавил тревожности в энергичные части, но лучше всего он смотрится в инструментальной середине; тем не менее, гитары все-таки играют главную роль, так что в целом оркестр здесь мало нужен, служа скорее фоном. Не нравится мне также то, что Хетфилд предлагает половину текста петь залу, который слышно не очень хорошо, и момент, когда он вдруг решил заменить во фразе «Dedicated to how I’m killing you» слово «killing» на «fucking». За время долгой музыкальной карьеры это слово и его производные встречались в песнях группы весьма редко – вкраплениями по одному-два раза в отдельных песнях разных лет. Впрочем, на концертах Джеймс мог быть более неприличным, периодически вставляя «факи». Однако матюкаться под оркестр, состоящих из людей интеллектуального склада, как-то неприлично. И, кстати, где жуткий демонический смех в конце? Так, хохот небольшой – и все!

4) «Of Wolf and Man»:

В этой песне оркестр звучит уже получше, однако я снова сомневаюсь, что эту композицию нужно было оркестровать. В начале Хетфилд разогревается, выкрикивая много раз «хей!». Весело также послушать, как он кричит «Есть ли тут волки?», обращаясь к залу, а потом воет. В конце, кстати, тоже воет. Можно было бы еще и всех оркестрантов попросить завыть – вот было бы весело! Джеймс, например, сказал, что вся эта симфонизация металла лишь забавный эксперимент, который не нужно воспринимать всерьез. Вот бы и добавили веселости, чтобы действительно было видно, что они прикалываются. Однако в основном музыка-то звучит серьезная. Как-то не вяжется у меня веселье с симфоническим оркестром.

5) «The Thing That Should Not Be»:

Песня начинается с оркестрового вступления, и можно сказать, что эта песня вполне подходит для превращения ее в классику (за исключением гитарного соло), однако теряется мрачный дум-металлический дух, который был присущ ей в оригинале. Особенно эта потеря чувствуется, когда Джеймс вдруг зачем-то смеется на строчках: «Drain you of your sanity», а затем еще позже. Кроме того, абсолютно непонятно, куда делся целый куплет (а текст ведь интересен, особенно если Лавкрафта читал), хотя продолжительность композиции не стала от этого меньше. В конце гитара Хэммета издает долгие протяжные звуки под эхо оркестра, пока вступающие ударные не знаменуют начало следующей композиции.

6) «Fuel»:

Далее удостоена чести включения в программу «Fuel». Признаюсь вам, первое что подумал, услышав такую вот версию этой песни - “кому это в голову пришло?” Вы пробовали ехать на спидвее под Бетховена? Я – нет! Может быть, Хетфилд попробовал? В любом случае вышло, конечно, оченьоригинально, особенно фраза: «Burn, motherfucker, burn!» Еще нравиться Джейсон, скандирующий «And on!» в последнем припеве…

7) «The Memory Remains»:

С ней дела обстоят еще лучше. Правда, с оркестровкой опять теряется оригинальный, так сказать, букет. Композиция стала какой-то очень уж пафосной, а отсутствие печального голоса Мэриан Фэйтфул, вместо которой Хетфилд позволяет петь залу, очень ощутимо. Еле слышные «на-на-на» зала более напоминают песнопения на сельской вечеринке, затянувшейся глубоко за полночь :) Н ов целом песня очень порадовала!

8 ) «No Leaf Clover»:

Истинной жемчужиной этого живого альбома является новинка - «No Leaf Clover». Во-первых, эта вещь абсолютно нигде больше не появлялась, а во-вторых, оркестр тут как раз к месту. Возникает вопрос, писали ли ее специально под него. Привлекает уже само название, которое переводится как «Клевер без листочков», а поскольку клевер с четырьмя листочками подразумевает удачу, то понятно, что вообще без листочков – это ничего хорошего, полный абзац :). Начинается композиция с тандема ритм-секции и оркестра, затем гитара и скрипки выдают невероятно грустную мелодию, которую я уже давно не слышал от этих «металлургов». Наконец они мощно вступают, однако атмосферу продолжают поддерживать скрипки и иже с ними. Впечатляющий момент – когда музыка затихает и Хетфилд выдает прекрасную фразу: «И выходит так, что успокаивающий свет в конце твоего тоннеля – это лишь грузовой поезд, направляющийся в твою сторону», которую он в дальнейшем повторяет в более эмоциональном духе. Конечно, фразу придумал не он, но все равно круто. Хорош также отличный проигрыш, где металлическая ритм-секция с риффующей гитарой поддерживается оркестром. Кстати, эту композицию можно услышать и без оркестра – на одноименном сингле.

9) «Hero of the Day»:

Эта баллада со скрипками звучит довольно таки красивои приятно. Правда, на Metallica совсем не похоже. Чувствуется что-то Dream Theater’овское, разве что у этих прог-металлистов такого оркестра никогда не было…

10) «Devil’s Dance»:

Очень хорошо получилась “Devil’s Dance”. Здесь оркестр абсолютно подходит и звучит убедительно, делая эту вещь чем-то сродни металлической версии арии, например, из уэбберовского «Призрака Оперы».

11) «Bleeding Me»:

В этой композиции особенно замечательно звучит оркестровое начало, придавшее музыке мягкую грусть. Агрессивное начало темы стало не таким заметным, особенно во второй части, где оркестр вроде бы не совсем к месту, однако в целом впечатления остаются положительными…


  •  
  1. Dm44 сказал тебе 22 мая, 2013 в 1:41 дп

    В 2009 Металлика в Дании сами исполнили Экстази оф голд

    Ответить
  2. Loskin сказал тебе 11 июля, 2015 в 4:52 пп

    Да уж! Комментарий просто для отписки! Никакого конструктива!

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив