“Reload”: Осмысление творчества
Вторая часть дилогии, вышедшей в свет после продолжительного перерыва и разбившей фэнов группы на два воистину непримиримых лагеря, появилась уже в ноябре следующего года. Первоначально вообще хотели выпустить двойной альбом, но потом решили подождать с записью незаконченных треков. В связи с этим ребята намеревались не сочинять ничего нового, и в основном так и было. Работа над оставшимися после сессий заготовками шла с июня по октябрь, а выпущен диск был в ноябре 1997 г. Поскольку весь материал был задуман примерно в одно время, то, очевидно, изменений во мнении относительно направления, в котором стала двигаться группа, у ее поклонников быть, в принципе, не может…
1) «Fuel»:
Начинается диск уж как мощно – со спид-металлической вещи. Хетфилд прямо-таки выстреливает слова, а потом начинается быстрая и бодрая музыка. Тема вышла довольно энергичной в ситле “ведь какой же металлист не любит быстрой езды и не кричит об этом во все горло”? Вот и решили «металликовцы» написать свою «Freewheel Burning». Или свой старый хит «Motorbreath» вспомнили. Получилось, впрочем, хорошо, особенно скоростное соло и замедление после него. Очередная метафора нашей жизни, где каждый, получая свою дозу адреналина, несется вперед – то ли к славе, то ли к смерти. Джеймс еще сдобрил текст парой «факов» – почти как какой-нибудь наш русский водитель, который материт всех направо и налево. Кстати, впоследствии данная композиция стала саундтреком к нескольким компьютерным играм. А вот далее идет целый ряд шедевров, которые, как мне кажется, заняли достойное место в золотой коллекции песен “Metallica”.
2) «The Memory Remains»:
Став уже известным музыкантом, Хетфилд наконец задумывается о таких вещах, как слава и богатство, приходя к выводу, что они преходящи, а вот главное – чтобы после человека оставалась память о его делах. Источником вдохновения, как утверждают, стала кинокартина «Бульвар Сансет» 1950 г., в которой забытая всеми актриса сходит с ума и считает себя вновь знаменитой. Заметьте, кстати, упоминание в тексте названия старого хита «Fade to Black» – того самого, где лирическому герою очень не хотелось жить. Здесь этот киношный термин подходит еще больше. В середине появляется голос 50-летней Мэриан Фэйтфул, британской поп-певицы 60-х, бывшей любовницы Мика Джаггера; от него морозом продирает по коже, несмотря на то, что поет она всего лишь «на-на-на». Кстати, впервые на запись пригласили гостя. Пронзительно звучит соло, а заканчивается композиция вновь голосом Мэриан, сначала под металлическую музыку, а потом вроде бы под шарманку. Она продолжает петь «на-на-на», переходящие в «ра-ра-ра», а также произносит фразу, взятую из любимого ею фильма «Неудачники» (The Misfits): «Скажи “да”. По крайней мере, скажи “привет”». Эта картина была последней с Мэрилин Монро, а эти слова были последней ее репликой на экране.
3) «Devil’s Dance»:
Эта прекрасная тема должна была попасть еще на предыдущий альбом и несколько раз игралась потом на концертах. Лирика в данной композиции, по-моему, является еще одной попыткой мыслить по-металлически более стандартно, т.е. как же это металлюгам да о дьяволе не спеть? Можно, конечно, вспомнить подобные штучки («Jump in the Fire») на дебютнике, но с тех пор ребята больше пели о вещах реальных. Правда, и здесь дьявол выступает скорее некой абстрактной сущностью, находящейся внутри человека и утверждающей, что может его освободить, а на деле желающей подчинить себе. Эффектно звучит, когда вокалу Хетфилда вторит демонический голос Ньюстеда («Ия! Ия!»), а в соло слышится предупреждение человеку не вестись на искушающие слова дьявола. Однако, видимо, все зря, и человек поддается, поскольку последнее, что говорит дьявол: «Рад тебя здесь видеть».
4) «The Unforgiven II»:
Вторая версия (или, скажем так, продолжение темы) получилась не только не хуже, но, на мой взгляд, даже лучше первой. Это единственная песня, которая появилась именно во время записи «Reload». Джеймс говорил, что «The Unforgiven» в свое время не полностью раскрыла то, что он хотел сказать, и поэтому давно хотел сделать новую версию. Если в оригинале достаточно тяжело звучащие куплеты сменялись более мягким припевом, то здесь все наоборот. Также от оригинала остались интро с духовыми, струнные перед припевом, основная гитарная линия (здесь звучит на заднем плане) и несколько строк (вроде «Что я чувствовал, что я знал»). Однако эта вещь получилась более лирической, поскольку посвящена отношениям между мужчиной и женщиной, а таких композиций у группы не так уж много. Кроме того, текст здесь мне более симпатичен, и это одна из немногих песен Metallica, литературный перевод которой я сделал. Нашему вниманию представляется рассказ о любви, побеждающей одиночество, о сомнениях в ответном чувстве и о желании разделить все трудности с любимым человеком. В названии присутствует игра слов, которая становится понятной, когда мы слышим припев: «Неужели ты тоже непрощенная?» (Are you unforgiven too?). Если это говорит «непрощенный» из первой части, то он, вероятно, понимает, что женщина, которую он любит, росла в таком же обществе, как и он, но, возможно, будучи вместе, они смогут преодолеть все трудности и быть счастливыми. Очень интересной является фраза «If you can understand the me then I can understand the you». Перевод слово за словом не отражает наличие перед местоимениями определенного артикля, что вообще является чем-то необычным для всех, кто более или менее знаком с грамматикой английского языка. Однако почему же здесь артикль? Если бы его не было, то фраза означала бы понимание в определенный момент времени, а в этом случае подразумевается понимание в более глобальном смысле – понимание сущности человека, находящегося рядом с тобой, его характера, привычек, устоев и т.п. Кстати, «the you» уже встречалось в предыдущей композиции («to free the you»), где также означает, что действие (освобождение) носит не кратковременный характер. Тема действительно просто потрясающая – прекрасная гитарная игра, проникновенный вокал, великолепный текст.
5) «Better Than You»:
Текст этой песни достаточно прост – лирический герой одержим желанием быть лучше остальных, однако возможно, что здесь Хетфилд обращается, например, к своим недругам (а может быть, и к тем, кто не особо стал жаловать группу в новом облике), утверждая, что он лучше их всех и что он не собирается прекращать двигаться в выбранном направлении, поскольку это все равно что пытаться остановить поезд. Эффектно звучит бэк-вокал Джейсона, ворчащего заглавную фразу, а соло неплохо иллюстрирует движение вперед. К минусам можно отнести многократное повторение этой самой фразы. Кстати, именно эта тема получила в 1999 г. «Грэмми» за лучшую металлическую композицию.
6) «Slither»:
Текст песни представляет нашу жизнь в виде джунглей, где ползает множество змей (надо понимать, ядовитых), а солнце вполне может ослепить. «Героев здесь больше нет», – поет Джеймс, и фраза эта звучит как-то невесело. Песня была бы вообще идеальной, но слишком затянута в конце.
7) «Carpe Diem Baby»:
Еще одна отличная вещь, в которой снова повторяется фишка с гитарой на два стереоканала. Гитарный звук идет откуда-то издалека, после чего начинается довольно размеренный металл, оставляющий весьма хорошие впечатления. Помимо вокала, в т.ч. и на бэках («йа-йа-йа»), и риффинга, следует отметить интересную лирику, где герой называет различные трудные или же совсем невозможные вещи, вероятность выполнения которых достаточно мала. Он говорит, вероятно, своей девушке (надо полагать, бывшей) – мол, сделай все это, а потом, может быть, я начну по тебе скучать. Среди подобных вещей встречаются, например, такие, как «расколи небо», «заставь расступиться море», «извлеки свинец», «помочись вином». В любом случае, он ей не предлагает сидеть сложа руки, а пользоваться каждым моментом, жить каждый день так, будто он последний. Вновь имеем отличное продолжительное соло.
8 ) «Bad Seed»:
Начинается песня с какого-то скрежещущего риффинг, не сильно впечатляющий вокал с периодической имитацией телепередачи, маловразумительный текст, впрочем, с интересной метафорой: мир – это яблоко, но можно так от него откусить, что и подавишься. В конце даже слышится кашель, словно кто-то действительно подавился. Возможно, тут Джеймс попытался отразить библейскую историю грехопадения Адама и Евы, однако непонятно, кого же это он хочет заставить сказать правду и о чем именно.
9) «Where the Wild Things Are»:
Загадочная тема, начинающаяся с почти блюзовых аккордов, к которым присоединяется тяжелая и смурная ритм-секция. Растягивая слова и добавляя в атмосферу паранойи, Хетфилд обращается к ребенку, предупреждая его о том, что жизнь может обойтись с ним по-разному – либо оставит чистым, либо запятнает. Мы живем в сложном мире, и нужно бороться, чтобы добиться своего. Название взято из одноименной книги американского детского писателя Мориса Сендака, которая получила в 1964 г. престижную медаль Калдекотта (вроде как «Букер» за лучшую иллюстрированную детскую книгу) и рассказывает о мальчике Максе, чье богатое воображение переносит его в сказочный лес, где он становится королем. Эффектным получилось соло с воющей гитарой и фрагмент с перекличкой риффинга (вновь по двум каналам) под двойной вокал, когда нам рисуют картину ведущих войну игрушек – кукол, клоунов, лошадок, плюшевых мишек, – никто из которых не собирается сдаваться. Кстати, эта единственная вещь из всей дилогии, в авторах которой числится Ньюстед, что связано с тем, что в музыкальном отношении Джейсон стремился к большей прогрессивности, а «металликовцы» хотели, чтобы их музыка была проще. Однако спасибо, что эту композицию все-таки записали. Получилось действительно отлично.
10) «Prince Charming»:
Еще одна менее интересная композиция, начинающаяся с мощного риффа в одном динамике, к которому постепенно присоединяется остальная ритм-секция. Песня, напоминающая Motörhead, получилась энергичной, но местами звучит как-то очень стандартно. Впрочем, соло получилось неплохим. Герой песни – парень, от которого отказались родители, и он сердится на свою мать и переносит такое же отношение на всех остальных вокруг. В то же время текст можно расценивать как монолог вездесущего дьявола, присутствующего во всех плохих вещах (типа иглы наркомана или бутылки в руках пьянчуги). Название «Прекрасный принц» вполне здесь подходит – ведь дьявола называют «Князем Тьмы» (Prince of Darkness), а некоторым людям он действительно кажется привлекательным.
11) «Low Man’s Lyric»:
Пожалуй, самая необычная вещь на альбоме, пропитанная влиянием ирландского фольклора, и точно одна из лучших. Единственная песня, которую переписали заново. Лирическая баллада со скрипкой и шарманкой (называемой по-английски «hurdy-gurdy»), лихо вышибающая слезу на припеве, когда герой, бездомный человек, греющийся на улице у костра, в письме просит свою любимую не плакать по нему, поскольку он заслужил все, что с ним случилось, хотя и хотел бы, конечно, вернуться домой. Он пытается понять, насколько ли реально все, происходящее вокруг, и жив ли он. Эффектно появление тревожных гитарных аккордов на словах: «Низкое небо – все, что я вижу. Все, что я прошу, – прости меня». Кстати, слово «low» в применении к человеку достаточно многозначно: в первую очередь наш герой опустился на дно и стал ниже всех на иерархической лестнице; в то же время он упал духом, да, возможно, и здоровье у него ослабло; и, наконец, «low» может означать «подлый» – наверно, именно так относится к нему та, к кому этот бродяга обращается, умоляя его простить. В конце музыка становится особенно жалобной и печальной, а звук шарманки стихает на протяжении целой минуты под печальное «м-м-м» Хетфилда – словно молит о прощении.
12) «Attitude»:
В начале довольно скучновато, но дальше, особенно в припеве, становится немного интереснее, но все равно композиция получилась скорее для хедбэнгеров – все стандартненько, хотя и зажигает в должной мере, но скорости хотелось бы побольше. Текст довольно невразумительный – герою стало как-то скучновато, и он захотел сделать что-нибудь против навязываемых обществом правил.
13) «Fixxxer»:
Достойное завершение альбома в виде 8-минутной композиции, местами очень уж напоминающей «The Outlaw Torn», но не настолько сильной. Тревожно воет приближающаяся гитара, звучащая с эффектными затуханиями на два стереоканала, тихо стучат барабаны, но потом они становятся мощнее. В лирике Хетфилд обращается к теме ответственности детей за деяния отцов и сравнивает людей с куклами вуду, в которые постоянно втыкают булавки. Родители могут плохо обращаться с детьми, а потом эти дети становятся родителями и все может повториться снова. Инструментал в середине довольно продолжителен – сначала гитарное соло отличается пронзительностью, а потом музыка становится тише и приглушенная гитара выдает риффы под гулкие ударные и бас. Наличие трех иксов в названии объясняется по ходу песни: это кресты для камня, которые нужны, чтобы снять проклятие (не знаю, правда, что это означает).
Итак, что же мы имеем? Довольно сильный альбом, на котором время от времени попадаются откровенные филлеры, однако в целом впечатления остаются положительными. В общем, если вам понравился «Load», то и «Reload» в целом должен прийтись вам по душе, хотя мнение каждого конкретного человека не всегда можно верно предсказать…
Unforgiven II исполняли всего лишь раз !!!! бог на свете есть вообще или как ?
Ответить[...] Прочитать эксклюзивный обзор абсолютно каждой песни “Reload” вы можете в “Осмыслении творчества Metallica” ЗДЕСЬ. [...]