Metallica. История об альбоме, изменившем всё. Переиздание доступно для прослушивания!

Сегодня, 10 сентября 2021 года в продажу поступает суперское делюкс-переиздание “Чёрного Альбома” Metallica. Этому событию мы посвящаем эту статью!

[Материал из журнала "Kerrang!" за сентябрь 2021 года]

Выпустив четыре убойнейших трэш-альбома, Metallica стремилась дойти до предела своих возможностей и, обрушив на мир колоссальный «Черный альбом», стать величайшей металлической группой на планете. Пластинке исполняется 30 лет, а Джейсон Ньюстед (Jason Newsted) и Кирк Хэмметт (Kirk Hammett) вспоминают, как все было…

Для Metallica выход их одноименного альбома 12 августа 1991 года изменил абсолютно все. До этого момента они были левиафаном, рубящим трэш в относительно небольшом прудике; едва сдерживающим себя, но все же определившим жанр, который он и помог создать. Эта четверка, бесспорно, была самым крупным чудовищем «Большой четверки» трэша, но в душе они стремились достичь чего-то совершенно более грандиозного по своим возможностям и размаху.

Но для этого им пришлось измениться. Предыдущий альбом «…And Justice For All» вполне заслуженно принёс огромный успех. Ребята прокатились по аренам Америки, но в первой части тура Damaged Justice в Великобритании в 1988 году они играли, в основном, на таких площадках (2000 человек) как Концертный зал Святого Георгия в Бредфорде и Newport Centre в Уэльсе. Выход сингла “One” и первое в истории группы снятое видео здорово помогли упрочить свои позиции, но чрезмерная агрессия и проговые навороты пришлись по душе далеко не каждому. «Черный альбом» должен был стать чем-то совершенно другим, если они хотели достичь своих высоких идеалов, чтобы, как точно сказал барабанщик Ларс Ульрих, запихнуть Metallica в каждую ебучую глотку мира».

У группы уже был самый минимум, с которым можно работать. К примеру, монструозный рифф песни “Enter Sandman” родился у гитариста Кирка Хэмметта после того, как тот послушал второй альбом Soungarden “Louder Than Love” (и он его почти выкинул, но Ларс услышал эти наработки в номере отеля, назвав их гениальными), однако ребятам по-прежнему требовалось понять, как все это соединить. Для этого нужны были рука помощи и взгляд со стороны. И появился продюсер Боб Рок, только что закончивший работу над хитовым альбомом Mötley Crüe «Dr. Feelgood» и пластинкой The Cult «Sonic Temple», где присутствовал невероятный позолоченный гитарный «хруст». Не сказать, что Боб и Metallica сразу же приняли друг друга с распростертыми объятьями.

«Я, будучи фанатом Metallica, сейчас тогда и всегда, котировал Флемминга Расмуссена; он был пятым участником группы, который и помог выработать Metallica столь любимое нами звучание, – говорит сегодня бывший басист Metallica Джейсон Ньюстед. – Я все еще угорал по трэшу и не врубался во все эти форматы радио и прочее дерьмо. Однако я точно знал, что мне очень понравилось, как на альбоме “Dr. Feelgood” звучит бас. Ухающий мощный и увесистый – колонки реально дрожали. Мне зашло».

Кому как ни басисту – человеку, который служил группе верой и правдой 15 лет, но так и остался в какой-то степени Джейсоном «Новичком», придя в Metallica в 1986 году – знать, насколько непросто будет пробиться в банду Metallica. Даже его новые коллеги по группе понимали, насколько сплоченной бандой они были.

«Не стоит забывать, что Metallica всегда была против всех остальных, – соглашается гитарист Кирк Хэмметт. – С момента существования группы всегда находились те, кто говорил нам: “О, парни, да вы отстой!”. Все дело в нашей музыке, агрессии и непохожести на других. И этот парень пришел, а мы его и принять не сразу готовы. Слишком защищали свою группу и друг друга».

«Никто не знал, столкнутся эти планеты или же встанут в ряд? – добавляет Джейсон, рассказывая про отношения с Бобом Роком. – “Justice” продавался неплохо, мы отлично откатали тур, поэтому за те 19-20 месяцев гастролей, наверное, стали мультимиллионерами. Вот и вели себя как заносчивые наглые и уверенные в себе ублюдки. Но и Рок тоже чего-то в жизни добился. И вот он нам говорит, что может сделать нам крутой звук и мы станем недосягаемыми, и, честно говоря, поначалу слабо в это верилось».

Сам же Боб хотел передать на альбоме «живое» звучание и атмосферу, царившие на концертах группы, и чего ни один продюсер до него так и не смог добиться. Боб уже говорил Ларсу, что его любимыми песнями Metallica были темы вроде “For Whom The Bell Tolls” и “Seek And Destroy”; где есть кач, грув, а не оголтелый трэш. Поэтому первым делом Рок настаивал, чтобы группа собралась вместе в одной комнате и сыграла песни живьем. Но он все равно будет записывать несколько сотен дублей, каждого по отдельности. Безусловно, «Черный альбом» нельзя назвать спонтанной «живой студийной» пластинкой, но продюсер загонял ребят до смерти.

Рок безжалостно и неумолимо подгонял и тыркал ребят, а все ради того, чтобы добиться безупречности. «Мы делали огромное количество дублей, и Ларс, кто бы что о нем ни говорил, я всегда буду на его стороне, – ухмыляется Джейсон, – Да, он парень непростой, и у нас не всегда были идеальные отношения, но он мыслит наперед – иногда даже догдывается наперед, – и вот он из всех нас пытается врубиться в метод Боба, как один инструмент взаимодействует с другим, вокал и барабаны. Уверен, сыграть на воображаемых барабанах “Sad But True” может абсолютно каждый из вас. А почему? Потому что Ларс врубился в этот ритм! И Боб ему: “Еще один дубль, еще один дубль”. Я не всегда понимал, чего хочет Боб, но как только нам удалось добиться нужного результата, я охренел!».

Пытки в студии растянулись на долгих девять месяцев. За этот период «беременности» трое из четырех участников группы (Ларс, Кирк и Джейсон) прошли через бракоразводный процесс, придумав пластинке забавное рабочее название «Married To Metal». Однако, когда «Черный альбом» был наконец готов, все охренели от результата. Доступный для широких масс, но не лишенный своей тяжести. Это узнаваемая Metallica, но совершенно другая.

Джейсон, разумеется, был счастлив вдвойне – ведь наконец-то его бас можно было услышать. Все помнят, как группа отплатила Ньюстеду за его вклад на альбоме «…And Justice For All». Но до этого был миньон «Garage Days Re-Revisited» [1987]. «Пусть песни были не наши, но зато какой бас! И мне понравилось. А затем мы добрались до “Черного альбома”. Гитары ебашут прямо в морду, но и бас на месте, все звучит вкусно. Поэтому для меня это было большим достижением. Предметом личной гордости.

Успех альбома был почти моментальным. Пластинка попала на первое место в американском хит-параде Billboard 200, что в начале 90-х, в эпоху компакт-дисков, имело гораздо большее значение, чем сегодня. Также альбом попал на первую строчку в Великобритании, Германии, Канада и Австралия и не только. Группа уговорила Боба Рока выбрать в качестве первого сингла “Enter Sandman” (продюсер отдавал предпочтение “Holier Than Thou”), и тут же все радиостанции стали крутить сингл, а группа стала появляться на обложках журналов, вышедших далеко за рамки тяжелой музыки. Вдруг Metallica стали не просто звездами металла – они стали мега-звездами. К новому статусу пришлось привыкать.

«Мы вдруг оказались в совершенно другой лиге, на одном уровне с командами вроде Guns N’ Roses и U2, и было необычно, – вспоминает Кирк Хэмметт. – Было здорово, что мы несли знамя хеви-метала, несли свою музыку в массы, тем, кто никогда ее не слышал – теперь же ее готовился услышать весь мир. Но в то же самое время многие наши преданные идейные поклонники посчитали, что потеряли нас. И я их понимаю. Когда группа продает сначала миллион копий, а потом вдруг 12 миллионов, чувство интимности с этой группой начинает проходить».

Джейсон реагирует на обвинения в адрес группы кратко: «Бл*дь, ты посмотри на статистику. У нас была нежнейшая баллада, гимну подобная, я сейчас про “Nothing Else Matters”. Поначалу были сомнения насчет того, а стоит ли вообще эту песню, столь личную для Джеймса Хэтфилда, использовать на альбоме Metallica. Тем не менее трек стал одним из самых узнаваемых в каталоге Metallica, и Джейсон считает ее ключевой «поворотной» песней. Пробивая трэшевую бронь “Battery” и “Fight Fire With Fire”, эта композиция пронзает сердца людей. А разве без NEM такое было бы возможно? Говорили бы мы об этом сегодня? Вряд ли».

Может, ребята и не сразу привыкли к новому статусу, но, безусловно, были плюсы. Джейсон смог построить себе студию Chophouse Records и купить дом, в котором живет по сей день. Он также смог «покупать, продавать и обмениваться гитарами», хотя говорит, что «ничего экстравагантного – таких гитар как Les Paul Кирка у меня нет».

Речь идет о «Зеленой» гитаре, Les Paul 1959 года, которую прославил основатель группы Fleetwood Mac Питер Грин, а до этого ее купили за 2 миллиона долларов. В свою очередь, Кирк также купил дом в Сан-Франциско, и наполнил его любимыми коллекционными предметами и прочими реликвиями, связанными с ужастиками.

Вместе с наградами появились шансы попробовать, как говорит Кирк, «что-то интересное» – вроде совместного стадионного тура с Guns N’ Roses в 1992 году. «Интересное» – это как посмотреть, ведь фронтмен GN’R Эксл Роуз вел себя крайне непредсказуемо, особенно когда на концерте в Монреале 8 августа 1992-го Джеймс подорвался на пиротехнической мине и получил ожоги третьей степени – во время исполнения “Fade To Black”.

>«Тур был непростым, возникло множество проблем, – вздыхает Кирк. – От Эксла можно было ожидать чего угодно – то ли он выйдет сегодня на сцену и отыграет концерт, то ли у него нет настроения и все накроется. И это всех сводило с ума. А потом Джеймс пострадал от пиротехники и пришлось отменить ряд концертов. Пришлось вхолостую платить водителям грузовиков, которые перевозили наше оборудование. Мы потеряли кучу денег».

Но не сказать, что к тому моменту группу Metallica могло что-нибудь сломить. Многие коллективы страдали в эпоху гранжа с начала до середины 90-х (альбом Nirvana «Nevermind» появился всего лишь через месяц после «Черного альбома»), но группа уже слишком прочно стояла на ногах, и сдвинуть ее было невозможно. Кирк, кстати, считает, что Metallica помогла развитию гранжа, хотя сам термин ему никогда не нравился.

«Для меня это был более грязный, вялый, ленивый хеви-метал, – пожимает плечами гитарист. – Но при этом я считаю, что “Чёрный альбом” помог проложить дорогу для того, чтобы тяжелую музыку приняли на радио, и когда вышел клип и песня Nirvana “Smells Like Teen Spirit”, радио и культура музыки были уже готовы к чему-то подобному, потому что столкнулись уже с несколькими синглами с “Черного альбома”. И они, наверное, решили: “Раз мы включаем Metallica, то почему бы не включить и Nirvana?”. И вдруг все переключились на группы вроде Nirvana, Soundgarden, Alice In Chains и Pearl Jam».

Можно поспорить, что музыка Metallica оказала прямое влияние на гранж и альтернативную сцену 90-х, но нет сомнений в том, что парни открыли двери многим, как считает Джейсон, и не только своим более агрессивным песням из 90-х, но и другим экстремальным группам и артистам.

Вспомнить хотя бы их стилистическое ответвление на альбомах «Load» и «ReLoad», а потом и совместные концерты с симфоническим оркестром и сотрудничество с Лу Ридом и Леди Гагой. «Все то время, что я был в группе, парни никогда не чурались пробовать что-то новое и не опускали возможность развиваться, – добавляет Джейсон. – Мы не думали, какой будет реакция. Скорее, думали, чего хотим достичь».

«Помню, просматривал журнал National Geographic и там парень где-то на рисовой плантации в Вьетнаме в футболке Metallica, – вспоминает Джейсон. – Как можно предсказать, что наша музыка дойдет даже до этого парня и мы будем для него героями, как в свое время были наши герои для нас? Как я, восьмилетний паренек, мог настолько подсесть на Parliament и Funkadelic будучи белым пареньком на какой-то богом забытой ферме в Мичигане? Как это случилось?»

Безусловно, прыщавые подростки, рубившие трэш на демо «No Life ‘Til Leather» всего десятью годами ранее, и представить себе не могли, что когда-нибудь достигнут ТАКИХ высот.

И сегодня, спустя тридцать лет, «Черный альбом» звучит все так же свежо, а его влияние и воздействие ничуть не уменьшилось. От Biffy до Slipknot, Bring Me The Horizon до Nickelback, все было бы совершенно по-другому без этой пластинки. Современный американский металл звучал бы совершенно не так и не пользовался бы таким успехом, как сейчас. Да и сама Metallica тоже.

«Спустя 30 лет сколько тысяч групп любых языков, форм, цвета кожи, диалектов вдохновились тем, что мы сделали? – задает вопрос Джейсон. – AC/DC и Iron Maiden снесли стену, отправив эту музыку туда, где она никогда не была. И это дало нам шанс, и мы просто покорили весь, мать его, мир. Мы многих сделали счастливыми и вдохновили».

Как тут не согласиться?

Перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук

***

Послушать делюкс-переиздание альбома Metallica, вышедшее сегодня, 10 сентября, вы можете вполне легально на всех стриминговых площадках. В том числе на Яндекс.Музыке:


Dimon

  1. Севастополь сказал тебе 11 сентября, 2021 в 12:48 дп

    Какая статья! Читал бы и стал такие. Спасибо!

    Ответить
  2. Dimon сказал тебе 11 сентября, 2021 в 12:58 дп

    @Севастополь:
    Всё для вас. Спасибо за благодарности! Ещё добавлю фоток к статье)

    Ответить
  3. anokhin666 сказал тебе 11 сентября, 2021 в 6:26 дп

    @Севастополь:
    Как это?

    Ответить
  4. Пацан сказал тебе 11 сентября, 2021 в 8:31 дп

    Народ, аджастис ремастеринговался?

    Ответить
  5. Пацан сказал тебе 11 сентября, 2021 в 3:09 пп

    Nevermind от nirvana выносит блек альбом металики по популярности в любой точке мира. Нирвана в 90х была сверхпопулярна у нас в Россиюшке.

    Ответить
  6. Вано сказал тебе 11 сентября, 2021 в 4:24 пп

    @Пацан:
    А вы таки в любой точке мира в 90-х успели побывать и всех поспрашивать? И даже у нас в россиюшке?

    Ответить
  7. Пацан сказал тебе 11 сентября, 2021 в 7:25 пп

    Лиди, аджастис ремастеринговался али нет?!!!! Если да, то когда? И где слушать можно

    Ответить
  8. Dimon сказал тебе 11 сентября, 2021 в 11:57 пп

    :!: Добавлены фото, тем самым повышена красота и без того хорошего текста статьи

    Ответить
  9. Dimon сказал тебе 12 сентября, 2021 в 12:01 дп

    @Пацан:
    Например вот здесь: http://metbash.ru/2019/01/metallicas-and-justice-for-all-remastered-available-for-streaming-main-cd-2/

    Ответить
  10. Skepticism сказал тебе 12 сентября, 2021 в 12:40 дп

    @Dimon:
    Большое спасибо! И за статью и за фото отдельно спасибо))

    Ответить
  11. anokhin666 сказал тебе 12 сентября, 2021 в 2:45 дп

    А кто-нибудь знает, винил с концерта в Тушино будет продаваться отдельно, без бокса?

    Ответить
  12. Пацан сказал тебе 12 сентября, 2021 в 3:31 пп

    В лесополосе забавные аадры

    Ответить
  13. Пацан сказал тебе 12 сентября, 2021 в 3:34 пп

    Дык метелица продала альбумсиков больше нирваны и линкинг парка по отдельности. Слышь, мужичьё, да они у нас культовые выходит рокеры!! экие металикошки.

    Ответить
  14. Пацан сказал тебе 12 сентября, 2021 в 3:45 пп

    Парни, заметили устати, что на демках в переизданном джуштише жирые, как налим, бас партии ньюстыда сыхать? Вообще ничтяк и ХАРАШЕЧНО!!!!

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы