50 лет хэви-метала. Rammstein. Технологический прогресс

Написал Dimon 18 октября, 2019 в Немного Другой Музыки

[Специальный выпуск "Classic Rock" за октябрь 2019 года]

Фраза «технологический прогресс» идеально подошла бы Rammstein, которые уже более 25 лет плюют на общепринятое мнение и обрели статус суперзвёзд.

Стремительный подъём Rammstein за последние 25 лет считается одной из самых невероятных, забавных и непонятых историй успеха в тяжёлом металле. Эти загадочные уроженцы Восточного Берлина редко дают интервью, жёстко поют на родном немецком и часто сталкиваются с осуждением за намеренно провокационное использование запрещённых образов. Тем не менее, продав более 10 миллионов экземпляров альбомов, постепенно Rammstein превратились в самую успешную немецкую команду, поющую на немецком с приминением взрывных увлекательных концертных шоу, балансирующих где-то между операми Вагнера и киберпанковскими карнавалами жёсткого порно. Их нынешний международный стадионный тур – самый крупный и масштабный, выводящий их разнузданные садо-максималистские зрелища на новый уровень актерского мастерства.

Восхождение Rammstein к известности стадионного уровня прошло при поддержке различных звёзд, в том числе Трента Рензора и Дэвида Линча. Но легко было не всегда. Их любовь к двусмысленным тоталитарным образам, жёсткому сексу и агрессивным темам привела к тому, что группа не раз подвергалась цензуре, запретам и атакам со стороны СМИ. Сторонний наблюдатель, возможно, пренебрежительно назовёт их профессиональными нигилистами, в буквальном смысле играющими с огнём ради дешёвого напускного скандала. Но за аванд-панковской анархией кроется логика и поэзия, пропитанная глубокой провинциальной культурой и сдобренная мощной дозой чёрного юмора. Когда Rammstein делают политическое заявление, в основном, они критикуют достойных противников, а не лёгкую мишень. Столь мощный статус требует большей ответственности.

Как и Ангела Меркель, машина марки Трабант и корнишоны, Rammstein являются самыми живучими предметами культуры из коммунистической Восточной Германии. Все шестеро участников – вокалист Тилль Линдеманн, соло-гитарист Рихард Круспе, ритм-гитарист Пауль Ландерс, клавишник Кристиан «Флаке» Лоренц, басист Оливер Ридель и барабанщик Кристоф Шнайдер – выросли за Железным Занавесом в рабочем раю ГДР, наиболее безжалостном исполнительном государстве-сателлите Советского Союза. Выступая в юности в диссидентских арт-панковских командах под названием Feeling B, Elegante Chaos, First Arsch и Orgasm Death Gimmick, они рисковали стать объектом регулярной травли, притеснений и арестов. Группой Rammstein они стали лишь после падения Берлинской Стены, в 1994, но их отношение к цензуре и власти сформировалось ещё при социализме. Их использование ироничного юмора, запрещённых тем и тоталитарных образов в нынешнем политическом контексте имеет гораздо больше смысла.

Тот факт, что музыканты родом из коммунистической Восточной Германии, стал ключевым моментом в смелом, но коммерчески рискованном решении Rammstein петь на родном немецком языке в отличие от большинства коллег из Западной Германии. Поскольку в школе Тилль, как и все дети Восточной Германии, учил скорее русский, бывшему барабанщику и чемпиону по плаванию среди юниоров комфортнее было разговаривать на родном языке.

«Немецкие тексты были проще и звучали мощнее, – объяснял Линдеманн журналу Rolling stone в 2014 году, – немецкий подходил для нашей музыки лучше, чем мягкий английский. Кроме того, это было в период появления гранжа. В каждом клубе были лишь патлатые блондины с дредами и подражатели Rage Against The Machine и Nirvana. Мы, безусловно, этого не хотели».

Наполненные брутальной поэзией, двойным смыслом, простоватым юмором и хитрыми литературными аллюзиями, гимны Rammsten вроде ‘Du Hast’, ‘Ich Will’ и ‘Mein Herz Brennt’ имели смысл лишь на родном немецком языке.

«Я видел, как многие команды Восточной Германии пели на ужасном английском перед теми, кто этот язык вообще не понимал. Это был полнейший идиотизм, – говорил Флаке, – настоящие эмоции можно выразить только на родном языке».

Rammstein относились к движению 90-х «Новая Немецкая Тяжесть», и из-за громоподобного электро-грувового саунда альтернативного металла изначально группу окрестили тевтонскими двоюродными братьями Nine Inch Nails или Мэрилина Мэнсона. Подписав контракт с немецким независимым лейблом Motor Records, Rammstein добились лишь скромного успеха, выпустив дебютный альбом ‘Herzeleid’ (1995). Через два года ребята наслаждались более крупным успехом и поддержкой, когда Трент Резнор включил их песни в саундтрек к фильму Дэвида Линча «Шоссе в Никуда», сыгравшего немалую роль в продвижении их второго альбома, ‘Sehnsucht’ (1997), превратив его в международный культовый хит.

Но именно амбициозные кинематические живые выступления с первых дней застолбили за Rammstein репутацию группы, которую просто нужно увидеть, с огнемётами, безумными костюмами и энергичным театральным выступлением. Линдеманн даже выучился на квалицированного пиротехника, и начал внедрять в своё выступление огнемёты и трюки с огнём. Как это ни парадоксально, изначально вокалист начал себя поджигать, пытаясь справиться со стеснением.

«На сцене я чувствовал себя жутко некомфортно, – объяснял он журналу Rolling Stone, – я носил солнцезащитные очки, поскольку терпеть не мог посторонних взглядов. Я боялся сцены и не понимал, какого чёрта я вообще здесь забыл. Раньше я играл на барабанах, а потом вдруг мне пришлось что-то делать. И я стоял перед публикой и все на меня смотрели. Мне было некомфортно, но я хотел как-то это компенсировать. Вот тогда-то мне в голову и пришла идея с огнём».

В конце 90-х Rammstein подписали крупный лейбл Universal Music и начали выдавать хиты в Германии. Ещё они наняли живущего в Берлине Николая Саботтку в качестве продакшн-менеджера и эксперта по спецэффектам. Саботтка отвечал за современные визуальные трюки, и у него теперь была команда звукоинженеров, а также в распоряжении целый завод пиротехники в Монтане. В 2001 году группа наняла дизайнера по свету и продакшну, ЛеРоя Беннетта, чьими престижными клиентами уже были Nine Inch Nails и Мэрилин Мэнсон. Беннет придумал иноземные декорации вроде гигантской матки, которая открывала тур в поддержку альбома ‘Mutter’, дебютной работы группы на крупном лейбле (2001).

С тех пор сценические декорации Беннета для Rammstein выросли в масштабах и амбициях, появились двухуровневые фантастические мегаструктуры, которые напоминают фильмы «Метрополис», «Бегущий по Лезвию» и биомеханический дизайн Ханса Руди Гигера «Чужой». Сценическая одежда группы тоже претерпела значительные изменения, от блестящих ангельских крыльев до пушистой розовой шерсти и национальной одежды баварцев, которая выглядела по-немецки смешно и дерзки гомосексуально.

Вся эта раздутая зрелищность может быть для Rammstein и плюсом, и минусом, ведь их часто критикуют, говоря, что вся эта показуха важнее музыкального мастерства.

«Не хочу быть очередными KISS, когда говорят только о гриме, а не о музыке, – рассказывал гитарист Рихард Круспе журналу Metal Hammer в 2018 году, – с чувством юмора у нас всё в порядке, и мы ржём и веселимся… но мы не Spinal Tap. К своей музыке и лирике мы относимся серьёзно».

В интервью газете Independent в 2017 гитарист Пауль Ландерс признался: «Иногда шоу затмевает музыку, но мы стараемся этого не допускать. Однако я считаю, что музыка очень классная и мы стараемся соблюдать баланс между музыкой и шоу. Встретив симпатичную блондинку с большими сиськами, возможно, ты заговоришь с ней из-за внешности, но потом окажется, что она умная, весёлая и с добрым сердцем. Мы в Rammstein пытаемся быть блондинкой с мозгами».

Детство, проведённое в репрессивной Восточной Германии, произвело на Rammstein неизгладимое впечатление. Критическое восприятие власти, неповиновение СМИ и желание идти против норм и общих правил – классические признаки диссидентских артистов, выросших в тоталитарном режиме. Даже название группы намекает о воздушной катастрофе в местечке Рамштайн, где в 1988 году погибло 70 человек – намеренная панковская издёвка над правилами нормы и обществом.

«Отчасти, мы себя так вели, потому что слишком многое было запрещено цензурой, – сказал в начале этого года Круспе, – в Rammstein мы старались избавиться от любых запретов и цензуры. Вот мы и решили на всех плюнуть и быть собой»

Ландерс говорит, что Rammstein «в кайф находиться на грани дурного вкуса». Лоренц также утверждал, что «вызывать полемику – весело, всё равно что сорвать запретный плод. Но в этом есть своя цель».

Такое бескомпромиссное отношение к свободе речи во многом потрясает, но у ребят не раз были из-за этого неприятности. После массового убийства в школе «Колумбайн» в 1999 году (штат Колорадо) выяснилось, что один из убийц, Эрик Харрис, был поклонником Rammstein. Когда группу раскритиковали немецкие СМИ, музыканты опубликовали официальное заявление, выразив соболезнования жертвам, но добавили, что «хотели бы прояснить, что в нашей музыке и текстах нет политических убеждений, которые могли бы спровоцировать такое поведение. Кроме того, у музыкантов Rammstein самих есть дети, которых они воспитывают в любви и ограждают от насилия».

Ещё музыку Rammstein связывают с трагедией в школе Беслана в России в 2004 году, перестрелкой в школе Джокела (Финляндия) и многим другим. Линдеманн допускает, что люди со сломанной психикой и извращенными представлениями часто тянутся к экстремальной музыке, но категорически не согласен, что «за насилие в реальном мире нужно винить артиста».

«Если в людях присутствуют радикальные чувства, их может пробудить что угодно, – говорил Линдеманн журналу Rolling Stone, – картина, фотография, да что угодно. То, что здесь замешана наша музыка – не более чем совпадение. Сперва нужно подумать, что заставило их принять это решение и как они превратились в животных, а не винить во всём их музыкальный вкус».

Ещё больше сомнений вызывает то, что Rammstein давно обвиняют в симпатии к неонацизму, в основном из-за квазифашистского и милитаристского образа в клипах и текстах песен. Эти обвинения и подозрения достигли критической точки в 1998 году, когда группа выпустила видеоклип на перепетую версию Depeche Mode ‘Stripped’, в котором были кадры документального фильма «Олимпия» (1938) нацистского кинорежиссёра Лени Рифеншталь об Олимпиаде 1936 года в Берлине. После недельного эфира в MTV видео запретили, затем посыпались протесты.

Слегка саркастично Rammstein изобразили шок от столь гневной реакции в адрес клипа ‘Stripped’, и только наивный бы им поверил. Как это ни странно, изначально они планировали использовать для клипа кадры советской пропаганды, поразительно похожие на нацистский материал Рифеншталь.

«Все сошли с ума, – вспоминал Линдеманн в интервью журналу Rolling Stone, – посыпались комментарии и статьи. Потом ещё и иностранные музыканты подключились: не буду называть имён, но им это крайне не понравилось, и они хотели нас пристрелить, а вместе с нами и владельца нашего лейбла, Тима Реннера. Неприятная была ситуация. Видео крутили по MTV всю неделю, пока не начинались проблемы… Но я считаю, что клип классный. Пошли бы мы на такое ещё раз – другой вопрос».

Наивная ошибка или намеренная провокация? Rammstein отреагировали на скандал с видео ‘Stripped’, выпустив менее неоднозначный клип и текст. В 2001 году они выпустили трек ‘Links 2-3-4’, основа которого взята из известной пропагандисткой песни Восточной Германии, написанной коммунистическим драматургом, Бертхольтом Брехтом. «Если вы хотите приписать нам политические убеждения, мы придерживаемся левого крыла, – сказал Круспе газете Grand Rapids Press в 2006, – для того мы и написали эту песню». Дальнейшие их видеоклипы содержали более разнообразный в расовом плане контент, а их недавний анти-гимн ‘Deutschland’ жёстко критикует ультрапатриотизм.

Далекие от флирта с нацистской элегантностью несколько участников Rammstein по-прежнему сохраняют сильную привязанность к левому крылу Восточной Германии, где фашизм считается строжайшим табу. «Мы выросли социалистами, – рассказывал Линдеманн журналу Rolling Stone, – мы были либо панками, либо готами; мы ненавидим нацистов! Мы – выходцы из совершенно другой культуры. Раньше мы п*здили этих правых ублюдков и сегодня сделали бы точно так же».

Возможно, в последние годы Rammstein стали более осторожны в политическом символизме, но коллектив остаётся верен своим грязным жёстким сексуальным образам на сцене и экране. В 1999 году Линдеманн и Лоренц провели ночь в тюрьме после того, как их арестовали на почве оскорбления за показ на сцене фаллоимитатора с брызжущей жидкостью. Случилось это в городе Вустере, штат Массачусетс. В 2009 шестой студийный альбом группы, ‘Liebe Ist Fur Alle Da’, был тут же запрещён после того, как правительство Германии временно поместило его в запрещённый список, чтобы обезопасить несовершеннолетних детей от пагубного содержания пластинки. Тексты и образы в двух песнях ‘Ich Tu Dir Weh’ («Я делаю тебе больно»), и ‘Pussy’ («Киска») посчитали якобы пропагандой БДСМ и незащищённого секса. На песню ‘Pussy’ сняли весьма откровенный видеоклип, режиссёром которого выступил Йонас Окерлунд, задействовавший дублёров участников Rammstein, занимающихся жёстким сексом с порно-звёздами. Примечательно, что после клипа Rammstein впервые оказались на первой строчке в хит-параде Германии.

Запрет на ‘Liebe Ist Fur Alle Da’ был снят, но только после того, как было уничтожено и перевыпущено 85 000 экземпляров пластинки. В 2016 году Rammstein начали запоздалое судебное разбирательство против правительства Германии, потребовав компенсацию в размере 66 000 евро.

«Мы считаем данную причину абсурдом, и мы не искали таким образом повода для смеха, – сказал Лоренц, – больше всего раздражало, что альбом добавили в запрещённый каталог. Нас постоянно донимали по этому вопросу, а мы всего лишь не хотели прерывать гастроли. ‘Pussy’ должна была стать весёлой песней на вечеринках, а не провокацией».

Раз уж на то пошло, в последние годы сексуально-провокационные шалости Rammstein стали лишь смелее. В мировом туре 2013 года парни выкатывали пеногонную пушку в форме огромного пениса, а также присутствовали сцены имитации гомосексуализма между Линдеманном и Лоренцом. Эти забавные акты театра абсурда стоили группе угроз ареста в России, где авторитарный режим Путина ущемляет ЛГБТ в правах. И словно наплевав на все правила, на летнем концерте в Москве 21 июля 2019 года двое смелых участников Rammstein поцеловались на сцене, подняв два пальца в небо в знак притеснения геев.

Если вам ещё не понятно, то на группу, симпатизирующую фашистам, это явно не похоже – скорее стадионный панковский жест неповиновения в 21 веке.

В мае этого года Rammstein выпустили первый новый альбом за десять лет – безымянную коллекцию, неофициально названную в честь группы. Альбом стал дважды платиновым в родной Германии и забрался на 3 строчку в Британии, а также группа впервые попала в Топ-10 США.

Стадионный тур Rammstein продолжится и в 2020 году, и это пока их самый грандиозный тур. Он удостоился множественных хвалебных отзывов от критиков. Эти парни несколько десятков лет были самой бунтарской, зрелищной и многими непонятой аванд-металличской командой в мире, но теперь Rammstein наконец заставили мейнстрим танцевать под их дудку. Похоже, забавная старая поговорка, столь популярная в Восточной Германии, до сих пор актуальна: «Жизнь – это порно-панковская таверна с грилем, старина».

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук


Dimon

  1. Stormbringer сказал тебе 20 октября, 2019 в 1:03 дп

    Хорошие ребята, почти наши. ГДРовские!

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы