Флемминг Расмуссен. Легендарный продюсер о своей работе с Metallica

Свежая статья о легендарном человеке, приложившим руку к легендарным пластинкам группы Metallica. В представлении не нуждается. Каждый фанат группы знает этого человека - Флемминг Расмуссен (Flemming Rasmussen). Интервью было опубликовано совсем на днях, 14 июня. В переводе на русский вы читаете его первыми в рунете.

Флемминг Расмуссен считается одним из величайших продюсеров в тяжёлой музыке. Всё-таки он был со-продюсером трёх альбомов Metallica, которые многие хэдбенгеры считают лучшими в дискографии группы: ‘Ride The Lightning’ (1984), ‘Master Of Puppets’ (1986) и ‘…And Justice For All’ (1988). Датский звукоинженер, продюсер и человек, отвечающий за сведение пластинок, является также основателем и владельцем студии Sweet Silence, где Metallica записали первых два вышеупомянутых классических альбома (на первоначальном месте, в Копенгагене)

Студию Флемминг открыл в 1976 году и за годы успел поработать с другими известными тяжёлыми командами (Rainbow, Morbid Angel), а также с несколькими поп-артистами (Тина Тёрнер, Mew), а ещё приложил руку к первой победе Metallica «Грэмми», когда песня ‘One’, со-продюсером которой он являлся, была в 1990 году названа «Лучшим Металлическим Исполнением».

У Флемминга остались копии тех заметок со студийных сессий, и он легко смог вспомнить подробные детали: например, откуда взялся звук колокола в песне ‘For Whom The Bell Tolls’ и использование реверберации на альбоме ‘Ride The Lightning’. Ещё он поделился мыслями о работе с великим ныне покойным Клиффом Бёртоном, а также дал несколько полезных советов молодым начинающим продюсерам. Но в отсутствии баса на ‘Justice’ он не виноват.

Грег Пато (Soundfacts): Какие песни было тяжелее всего записывать?

Флемминг Расмуссен: Я бы сказал, некоторые песни на ‘Ride The Lightning’. ‘For Whom The Bell Tolls’ была первой, которую мы записали под метроном – это было непросто. Ларс учился играть под метроном.
Сложно выделить какую-то конкретную песню – каждая была особенной. Обычно бывает, что партии, которые кажутся проще простого, занимают уйму времени и наоборот. К примеру, быструю игру на двух басовых бочках в песне ‘One’ мы записали с первого же дубля.

А ‘Orion’? Там же столько басовых партий и гармоний.

Начинали с одной, потом прорабатывали, потом добивали. С каждым разом становилось всё лучше и лучше, и мы все никак не могли остановиться. Сыграть было несложно – сложно было решить, КАК сыграть.

У Клиффа Бёртона все басовые партии были написаны заранее?

Можно сказать, более-менее это были его собственные идеи, а в студии он довёл их до ума.

А что насчёт заглавной песни на ‘…And Justice For All’ ? Почти 10 минут длится.

С ней пришлось повозиться, потому что там было очень много партий. Четыре песни в одной! Я всегда удивляюсь, когда её слышу. Но каждый кусок сыгран от начала до конца. Мы играли кусок, и если было нормально, переходили к другому, и так далее. И всё было записано на аналоговую ленту, поэтому главное было «добить».

«Добить»

Нет, с боксёрским ударом и таймером это было никак не связано. После того, как основная дорожка песни была записана, можно было вернуться назад и добавить особенные моменты. Отсюда и получается, что ты «добиваешь» песню, добавляя в неё новые музыкальные кусочки, которых раньше не было.

Какие-нибудь песни в студии вы меняли или всё осталось так же, как на оригинальных демо-записях?

Всё было с оригинальных демок. Metallica всегда очень хорошо и тщательно записывает демки. Я бы сказал, что сейчас всё меняется больше от того, что ребята делают демку и одновременно записывают «на чистовик», потому что у них своя полноценная студия [в Сан-Рафаэле, штат Калифорния]. В студию ребята вошли подготовленные. Мы меняли пару кусков, но ничего главного и существенного.

Как бы ты сравнил работу с группой во время периода Клиффа с работой в эпоху Джейсона?

Разница большая, потому что альбомы с Клиффом были записаны в Дании, а ‘… And Justice For All’ мы записывали в Лос-Анджелесе – это как два разных мира. Я считаю Джейсона потрясающим басистом, и на ‘…And Justice For All’ он сыграл прекрасно… только никто этого не слышал [смеётся]. Джейсон был хорош, он подходил к делу серьёзно.

Свежее фото из Антверпена: Флемминг Расмуссен, Ларс Ульрих и Майкл Вагнер

Клифф – самородок. Он был настоящим музыкантом и играл на слух. Сначала казалось, что у него получается хрень, но через пять минут эта «хрень» превращалась в шедевр. Поэтому я ждал, пока он поймает вдохновение и выдаст что-нибудь крутое. И мы с ребятами знали, что он умеет, потому что много раз это слышали. Джейсон был более стабильным и точным басистом и прекрасно справлялся со своей работой.

А что ты думаешь об отсутствии баса на ‘Justice’?

Я был удивлён, как и все остальные, когда услышал готовый результат. Поначалу мне пришлось отказать ребятам в работе с ‘Justice’, потому что я и так был занят, но через полтора месяца я к ним приехал [Metallica начала записывать альбом с продюсером Майком Клинком, но в итоге обратилась к услугам Флемминга]. Стив Томсон [сведение] с ними тоже уже успел к тому времени поработать. В общем, я в сведении никак не участвовал, руку к этому не приложил. Я знаю, парень, который альбом сводил, ненавидел результат, потому что ребята попросили понизить бас так, что на записи его практически не было слышно. Зато Ларса с Джеймсом слышно прекрасно.

Я и сам удивлён, как можно было до такого додуматься, если всего годом ранее на миньоне Джейсона прекрасно было слышно?

Я не знаю. Этот вопрос надо задать Ларсу и Джеймсу. Но баса на альбоме почти нет. Я знаю, как Джейсон играл, потому что был с ним в студии, когда он записывал свои партии. Но вообще это, конечно, печально. На мой взгляд, альбом был бы гораздо круче, если бы бас было слышно.

Как ты познакомился с парнями из Metallica?

Ребята хотели записываться в Европе [в начале 1984], потому что в Америке было дорого. Они за эту сумму могли получить здесь в два раза больше времени в студии, чем в США. Они сели и послушали множество альбомов, звучание которых им нравилось. Кажется, одним из них был ‘Difficult To Cure’ [альбом Rainbow 1981 года, в котором я выступил звукоинженером], а особенно Кирку Хэмметту реально понравилось звучание гитары на этом альбоме. Вот это и была одна из причин, почему ребята выбрали Копенгаген. Многие думают, что я знал Ларса, но я даже про эту группу не слышал. Я не слышал ‘Kill ‘Em All’ пока мы не стали работать над ‘Ride The Lightning’. Им нужна была студия с хорошим местным звукоинженером, чтобы они могли сосредоточиться на своих песнях. А дальше мы уже стали развивать их идеи, поэтому делали всё вместе.

А как записывали колокола в начале ‘For Whom The Bell Tolls’?

Это был звуковой эффект. Просто вставили в запись и всё. У нас был этот звук записан, мы включили песню, а перед ней вставили. Песня сыграна под метроном, и мы вставили звон колокола, подходившего под темп песни. Я скопировал и вставил, куда нужно. Как только колокол оказался в нужном месте, всё пошло гораздо проще – а потом загрузили всё это на 24-канальный микшерный пульт.

Звучание в быстрых песнях вроде ‘Damage Inc.’ Сильно отличалось от более медленных вроде ‘Welcome Home (Sanitarium)’?

Мы постоянно меняли звучание. У меня есть подробные записи для всего альбома ‘Master Of Puppets’, там указаны настройки усилителя и эквалайзера и всё на свете. Для каждой гитары мы использовали шесть микрофонов – у нас была полноценная стереоустановка. Сначала ритм-гитару мы записывали в стерео – это была основная дорожка. А потом делали моно-дорожку – тогда-то мы и стали удваивать. Потому что опять же сегодня можно было бы просто записать больше дорожек, но тогда больше 24 мы записать не могли, потому и использовали синхронизаторы. Я постоянно менял настройки под ту или иную песню или партию. Комбинировал и экспериментировал в поисках нужного звучания. Это очень кропотливая работа.

Помню, Джеймс говорил в интервью, что ‘Ride The Lightning’ отличался от последующих альбомов Metallica 80-х наличием реверберации.

В начале 80-х это была модная фишка. И она была почти с первых дней нашей работы в студии. На ‘Justice’ вообще нет реверберации. Вместо этого я использовал множество микрофонов – получалось двухмерное/трёхмерное звучание. Всё звучало на разных уровнях, в зависимости от того, чего мы хотели добиться различных уровнях, в зависимости от того, чего мы хотели добиться.

Чем студия Sweet Silence отличалась от других?

У нас было реально крутое помещение для барабанов. Микшерный пульт Trident, абсолютно новая штука, но некоторые консоли, которые вышли, были не самые лучшие, а наша трансформировалась и звучала лучше остальных. И это было важнее всего. Ну и потом, конечно же… я! [смеётся]

Какой совет ты бы дал начинающим продюсерам?

Наберитесь опыта. И иногда полагайтесь на слух, а не всё время смотрите в монитор. И если вы пишете дорожки, всегда экспериментируйте в поисках нужного звучания. Многие говорят: «Потом исправим», но гораздо легче исправить или изменить в процессе, чем потом. Иногда достаточно чуть подвинуть один микрофон и будет абсолютно другое звучание. Изучите своё помещение, колонки и не надо довольствоваться тем, что есть. Не останавливайтесь. Пробуйте.

Как относишься к сегодняшней технологии записи в домашних условиях?

Для многих это удобно и я её принимаю. Я сам использую компьютеры. К счастью, многие поняли, что прочитав книгу о том, как сводить пластинки, хорошим звукоинженером ты не станешь. Нужно работать и набираться опыта [смеётся]

Ты бы хотел снова поработать с Metallica?

О, да. Мы – друзья. Я в прошлом году их раз пять или шесть видел. В прошлом году разговаривал с Ларсом в Бельгии, и он спросил, как мне их новый альбом. Я сказал: «Впервые с «Чёрного Альбома» я бы не отказался его продюсировать». И для него это был лучший комплимент [смеётся].

Как думаешь, насколько бы сильно «Чёрный Альбом» отличался, если бы его продюсировал не Боб Рок, а ты?

«Чёрный Альбом» – превосходный. Они, кстати, меня наняли контролировать процесс, потому что не хотели повторения ситуации с ‘…And Justice For All’. Они ведь ‘Justice’ начали с одним продюсером, потом попросили приехать меня. Поэтому хотели убедиться, если с Бобом Роком не получится, я прилечу на следующий день. Но прилетать не пришлось. Я взял месяц отпуска – за их счёт.

Перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук


Dimon

  1. Севастополь сказал тебе 19 июня, 2018 в 9:23 дп

    Статья за статьей. Интервью за интервью. Столько нового и не забытом старом. Впечатление, что Метбаш придерживал их все, пока шли репортажи о туре Металлики, а сейчас через день радости. Иногда даже двойные. Спасибо.

    Ответить
  2. Dimon сказал тебе 19 июня, 2018 в 1:20 пп

    @Севастополь:
    Конкретно эта статья свеженькая и её появление лично для меня стало приятнейшем сюрпризом. Но не могу не согласиться с придерживанием. В самом деле, раз уж мы 14-й год работаем как ежедневный вещатель, то хочешь-не хочешь надо этому соответствовать и что-то придержать, а что-то пустить вперёд. И могу точно сказать, что пока что в загашнике ещё предостаточно вкуснятины..

    Спасибо за спасибо! Без ваших интересующихся взглядов всего бы этого не было. Только осознание, что за нами-админами тысячи читателей, вселяет нам энтузиазма двигаться дальше. Не первый раз говорю, но считаю долгом повторить ещё разок

    Ответить
  3. Dimon сказал тебе 19 июня, 2018 в 1:27 пп

    :!: Добавлено совместное фото Ларса, Флемминга и Майкла 2017 года

    Ответить
  4. Stormbringer сказал тебе 19 июня, 2018 в 1:49 пп

    И ещё раз спасибо за материал, очень круто и очень интересно мысленно вернуться в те годы!

    Ответить
  5. Севастополь сказал тебе 19 июня, 2018 в 6:21 пп

    @Dimon:
    вижу, что свеженькая. Спасибо. Мой день сегодня сделан на отлично! В приподнятом настроении готовлюсь смотреть Россия - Египет.

    Ответить
  6. Stormbringer сказал тебе 19 июня, 2018 в 7:19 пп

    @Севастополь:
    Как бы наши, вам и нам приподнятое настроение не испортили :-)

    Ответить
  7. truutt сказал тебе 19 июня, 2018 в 9:13 пп

    @Stormbringer:
    Как банально.

    Ответить
  8. Севастополь сказал тебе 20 июня, 2018 в 9:56 дп

    @Stormbringer:
    Главное Дзюба как столб стоит. И периодически в нужном месте. Ничего особо не делает, но мяч притягивает и тот от него в ворота закатывается.
    Мы в 1/8 ! Я ждал этого со своего первого просмотренного чемпионата в 1986 году в Мексике. После этого мы из группы роде как не выходили ни разу.

    Ответить
  9. metc сказал тебе 20 июня, 2018 в 11:12 дп

    Спасибо за статью! Вот бы Флеминга к новому альбому поднапречь!

    Ответить
  10. Stormbringer сказал тебе 20 июня, 2018 в 11:18 дп

    Да, молодцы наши, не подкачали. Дзюбель тоже молодец) Да 32 года мы не выходили из группы. Будем наедятся, что дальше тоже достойно выступим, хоть намного сложнее будет.

    Ответить
  11. Севастополь сказал тебе 20 июня, 2018 в 12:29 пп

    @metc:
    очень хорошая мысль! Я давно об этом мечта. Нужны олдскульные ребята в продюсировании, чтобы вздрючить грандов.

    Ответить
  12. krz7 сказал тебе 20 июня, 2018 в 1:40 пп

    ну спасибо вам ребята, большое прибольшое

    Ответить
  13. metc сказал тебе 20 июня, 2018 в 4:22 пп

    @Севастополь:
    “чтобы вздрючить грандов” Лучше и не скажешь!

    Ответить
  14. Overkill сказал тебе 20 июня, 2018 в 4:49 пп

    Обратите внимание на фоточки висящие на стене на фотографии где Флемминг сидит за пультом :-)

    Ответить
  15. Севастополь сказал тебе 20 июня, 2018 в 5:25 пп

    @Overkill:
    расписание матчей чемпионата мира?

    Ответить
  16. Metallicunt сказал тебе 22 июня, 2018 в 12:34 дп

    Офигенная статья! Очень интересно читать как писАлись в те года. Мне кажется записываться на том оборудовании было намного интереснее. Сейчас все настолько просто с этими прогами, по сути все сводится к copy/paste”. Эти огромные полутораметровые аналоговые пульты, компрессоры, эквалайзеры, дохренища оборудования, катушки и т.д И хотя сейчас есть плагины для цифровых консолей эмулирующие звук аналогового оборудования, мне кажется записываться интересней и круче было раньше.

    Ответить
  17. Севастополь сказал тебе 22 июня, 2018 в 9:20 дп

    @Metallicunt:
    и отношение у музыке поэтому другое было.

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы