Джеймс Хэтфилд: «В 80-х я терпеть не мог Париж»

[Статья из электронного журнала "So What!" за март 2016 года]

Прохладным утром в Районе Залива Джеймс Хэтфилд торопится в HQ, укутанный по погоде, слегка взволнованный, потому что опаздывает. Он садится, делает небольшой перекус, и мы начинаем с ним болтать о том, о сём, пока он входит в рабочий ритм, и вот я прошу его немного пообщаться для журнала SW! Не очень долго, пару слов о новом релизе группы в День Музыкального Магазина (концерт в театре «Батаклан» 2003 года) и немного о переизданиях первых двух альбомов на лейбле Blackened Recordings. Много времени это занять не должно.

Пару слов, не более.

Но как только мы начинаем беседу, становится понятно, что это затянется надолго и будет далеко не «пару слов» для журнала SW! Но Джеймс Хэтфилд как обычно ничего не приукрашивает, не тараторит и подробно рассказывает обо всех событиях. Разговор мы начали с воспоминаний о выступлении Metallica в клубе Le Bataclan в 2003 году – тогда ребята дали три концерта в один день, отметив выход альбома ‘St.Anger’ в июне того года, и теперь выступление, записанное на диск, будет доступно в День Музыкального Магазина. Все средства, полученные от продаж пластинки, будут направлены в благотворительный фонд Франции, созданный в поддержку семей жертв ужасного теракта, произошедшего в Париже прошлой осенью. Но на этом наш разговор не заканчивается! Так что садитесь поудобнее и насладитесь разговором с Джеймсом Хэтфилдом.

Давай поговорим о концерте в «Батаклане» и о том дне в целом. Как вам пришла в голову эта идея [выступить там]? Давай всё это ещё раз вспомним.

Хорошо. Ну, менеджмент и ребята, связанные с менеджментом, всё время стараются придумать какие-нибудь классные идеи – будь то релиз пластинки или что-то особенное. Знаешь, качественные товары, в общем. И если мне не изменяет память, Питеру Меншу или кому-то из его ближайших коллег пришла в голову идея отыграть три концерта за один день, отметив выход альбома ‘St. Anger’. Три в один день. Такого мы ещё никогда не делали. Боже, да мы когда репетируем, после двух часов думаешь: «Так, ладно, на сегодня хорош». Помню, мы выступили дважды в один день в туре ‘Kill Em All’, где-то на среднем западе, было это в 1983 году. То есть, дневной сеанс и вечерний.

Здорово, тогда ещё были дневные сеансы.

Ну да, концерт для публики всех возрастов, а вечером – для бухариков.

Мне это нравится…

Безусловно, у нас в турах у нас бывало несколько концертов подряд, либо мы проводили в студии по 16 часов, но три концерта в один день мы никогда не играли. Знаешь, мы ведь не просто стоим на сцене и валяем дурака. Мы настраиваемся, заводимся, особенно это касается Ларса. Ведь он же барабанщик. Поэтому было очень тяжело настроить себя на угар, а потом успокоиться. Причем, трижды.

Я так понимаю, первый концерт прошёл днём?

Ага.

Так. А в «Батаклане», получается, вы играли часа в 3-4?

Да, сыграли днём, а потом был концерт ещё и вечером. Настраиваешься, успокаиваешься, настраиваешься, успокаиваешься. И так целый день.

Там же ещё, кажется, какая-то забастовка была, да?

Да-да. Была.

Сумасшедшее движение было, да? Я это помню.

Ага. Сумасшедшее. Передвигаться по городу было очень тяжело, почти невозможно. Я думаю, это из-за забастовки по поводу транспорта, поэтому передвигаться по городу было нереально. Сумасшедшее было лето, такое пекло было, ужас. Так что да, во время первого концерта, я бы сказал, мы ещё отделались. В зале стояли кондиционеры, было хорошо, а потом да, второе выступление было в «Батаклане». Мне и раньше приходилось играть, когда с меня градом лил пот. Известное выступление в Лондоне в клубе 100…

… помню-помню.

…Джейсон тогда ещё в обморок грохнулся, а с нас градом лил пот. Но в «Батаклане» было хуже. Там стояла невероятная жарища и духота, со стен просто стекал пот. Дышать было нечем, и я помню, что мне повезло, потому что я-то по сцене бегал, а не стоял на месте. Ведь в первых рядах рубились ребята, а когда ты в толпе и отрываешься в маленьком клубе, там нет ни места, ни воздуха, ничего. Помню, было ужасно жарко, нам даже пришлось сделать перерыв, вёдра со льдом, полотенца, знаешь… высыпаешь на себя лёд, чтобы хоть немного сбить температуру. Но ещё я помню, там была лестница, которая вела к выходу, единственному выходу с другой стороны…

Из раздевалки.

Да. Помню, я стоял на этой лестнице, и было ужасно жарко. И на улицу выходить не хочется, потому что там ещё жарче, и я прислонился к стене, потому что стена-то прохладная, и я старался всем телом прислониться к стене, чтобы хоть немного охладиться. Конечно, всё это ерунда по сравнению с тем, что там недавно произошло. Произошёл настоящий ужас, пострадали сотни людей, но сыграть концерт там, где все это случилось… прямо не верится. Как будто это было во сне. Эти кадры с проходом, к которому ведёт как раз та самая лестница… жесть.

Услышав о трагедии, ты сразу же вспомнил тот концерт в театре?

Да, конечно. Сразу же наплыв такой воспоминаний, но знаешь, я первую очередь я подумал: «ПОЧЕМУ ТАМ?», а потом стало интересно, кто в тот момент выступал. Я узнал, что это была группа Eagles Of Death Metal. Ещё я узнал, что следующим вечером там должны были выступать Deftones. Поэтому днём они тоже были в театре, смотрели выступление Eagles of Death Metal, и где-то за полчаса до трагедии решили уйти, и слава Богу… ужас какой. У нас столько потрясающих воспоминаний о том месте, и тут такое…

Кому пришла в голову идея выпустить концерт в День Музыкального Магазина? Я так понял, он выйдет на лейбле “Blackening Records”?

Да, на Blackening Records. Когда у тебя свой лейбл, столько сразу свободы. Можно выпускать всякие классные штуки. Господи! Знал бы ты, сколько у нас всего записано, просто тонны материала. Почти каждый концерт с тех пор, как мы научились этим пользоваться.

Серьёзно? С 80-х?

Ну, я бы не стал заходить НАСТОЛЬКО далеко. Я имею в виду, как только мы начали работать с программой ProTools, использовать компьютер, стало намного легче. Мы стали записывать всё: репетиции, концерты, джемы. Во всём этом был смысл, и в связи с трагическими ужасными событиями, то выступление теперь для нас особенное.

Вас с Францией связывает большая история. Начиная с концерта на фестивале Breaking Sound в Париже во время тура 1984 года, а несколько лет назад вы выступили на стадионе «Стад Де Франс», поэтому ваш поступок вполне объясним и уместен.

Очень уместен. И мы рады помочь хоть чем-то. Это было потрясающее выступление.

Это было очень мощное выступление, и я считаю, чем тяжелее условия и т больше стресса на концерте, тем сильнее, мощнее и агрессивнее хочет отыграть группа, верно?

О, безусловно. При таких экстремальных условиях ты, несомненно, больше заряжен. Речь сейчас не об этом, но ещё одним тяжелым испытанием для нас были концерты в честь 30-летия группы в клубе Fillmore. Непросто вспомнить всю свою историю, О Господи! Но ТОТ концерт в «Батаклане»? Я бы сказал, что в том возрасте отыграть такой концерт, когда с тебя градом льёт пот и нечем дышать, было потрясающе. Человеческий организм – удивительная штука. Он столько всего может вынести, особенно когда ты с любовью и страстью относишься к музыке. Да, было жарко, и было жёстко, но если бы не исполняли в это время музыку, мы бы там, мне кажется, кони двинули.

Давай поговорим об особенной связи Metallica с Францией, и я бы хотел узнать, как она прогрессировала, начиная с 80-х.

Ну, нам со многими странами повезло. У нас там целая история. Знаешь, Франция – одна из тех стран, которая меня поражает [в хорошем смысле]. Помню, поначалу она просто жутко меня бесила. Выбешивала. Такие там все были важные и заносчивые. Я не про фэнов, а про прессу, и вообще весь этот бизнес. Боже, помню, нас просто мурыжили вопросами. Мурыжили!! И я думал: «Почему же ты такой придурок? Разве мы сейчас говорим не о том, чем я люблю заниматься? Может быть, тебе это и не нравится», но знаешь… эти вопросы: «Пачемю ти этем занимаишся?»…

Когда мы начинали в 80-х, французы всегда доставали нас своими запутанными и сложными вопросами. Общаясь с французской прессой, я каждый раз шёл как на войну. Сегодня все по-другому, но тогда мы были молодыми и думали: «Какого чёрта они задают нам эти странные вопросы?» Французы всегда пытались докопаться до чего-то, какой-то философии, а нам вся эта хрень была не знакома. Мы им отвечали: «Ну, не знаю. Просто мы этим занимаемся и всё!». А они пытались залезть в голову, в душу… но я РАД, что это произошло. Это был ОТЛИЧНЫЙ вызов для нас, и мы действительно тогда задумались, что в этой музыке есть нечто большее, чем просто рубиться на сцене. Остальные ведь действительно к этому относятся серьёзно. Мы же просто занимались любимым делом. Поэтому те интервью с французскими журналистами в 80-х вывели всё это на совершенно другой уровень.

То есть они вас хорошо натренировали в общении с прессой?

О, не говори. Ещё как натренировали.

Помнишь, почему ты изменил своё отношение к Франции? Когда ты вдруг подумал: «Это здорово. Мне здесь нравится»?

Да. Когда мы ездим по Европе, мы останавливаемся в Париже. Жена Роберта, Хлои – парижанка, так что она показывала нам много красивых мест, и таким образом, мы смогли познакомиться со страной поближе. Не знаю почему, но мне иногда бывает непросто в других странах. Меня начинает напрягать, что я не могу поговорить на местном языке и не чувствую себя дома, я начинаю нервничать. Но сейчас это происходит всё реже и реже. Могу тебе сказать, что поначалу так было даже в НЬЮ-ЙОРКЕ, да и всём Восточном Побережье. Вдали от дома. Но вот именно тогда я и изменил своё отношение.

Но Париж, Франция, да… Нам там действительно сопутствует удача. Мы в 80-х выступали в спорткомплексе «Берси» и думали, что выше и лучше уже просто некуда. А потом раз и концерт на стадионе «Стад Де Франс»! Один из самых потрясающих концертов в истории группы! Весь стадион был забит. Я не думал, что такое произойдёт. Я до того момента и подумать не мог, что Metallica так любят во Франции.

Думаю, важно упомянуть, что за последние 10 с лишним лет вы потратили немало времени, и сделали свой вклад в культуру и искусство Францию.

Да. Просто гуляем. Мы с моим помощником Рэйем прогуливаемся. Типа знаешь: «Эй, чем сегодня хочешь заняться?”. Погулять. Пойдём, куда глаза глядят. И мы идём гулять. Гуляем, гуляем, гуляем, гуляем, везде гуляем. Смотрим, изучаем, что-то для себя открываем то тут, то там, так что когда мы в Париже, нам есть чем заняться и как провести время.

Давай об этом немного поразмышляем, поговорим ещё о Франции. При всём уважении к культуре и талантам этой страны, мы вынуждены признать, что нет во Франции настоящих титанов хард-рока. Наверное, Trust – самая известная и значимая международная тяжелая команда. Как думаешь, с чем это связано? Удивительно, что во Франции нет своей версии, скажем, Scorpions, Metallica или кого-нибудь другого, верно?

Я об этом никогда не думал… если брать современных. Я думаю, Gojira весьма уникальны, у них своё звучание и ребята они классные. Но твой вопрос интересный, и я не знаю, почему так случилось. Там сотни французских артистов, художников, да и Франция знаменита своим искусством. Но что касается рок-музыки – это да, интересно, почему у них никого нет.

Там были эстрадные певцы. Может, слышал – Шарль Азнавур, Джонни Аллиде, Серж Генсбур, даже пионеры электроники вроде Жана-Мишеля Жарра…

Но рока не так много. Уверен, мы о некоторых с тобой не вспомнили, но сразу в голову никто не приходит.

Продолжение следует…

Оригинал: Metallica.com
Перевод: Станислав «ThRaSheR» Ткачук


Dimon

  1. Севастополь сказал тебе 31 марта, 2016 в 10:59 дп

    Три концерта в день. Во шпарили когда-то!

    Ответить
  2. Giger сказал тебе 31 марта, 2016 в 1:00 пп

    Какое-то странное интервью, будто заказное, чуть ли не через строчку Франция, Франция, Франция.

    Ответить
  3. endlessminder сказал тебе 31 марта, 2016 в 1:24 пп

    @Giger:
    Ну как бы интервью тематическое, об их недавнем релизе.

    Ответить
  4. pycuk сказал тебе 31 марта, 2016 в 1:37 пп

    Раз они так много о Франции говорят, интересно, вспомнят ли про релиз Лайтнинга там?

    Ответить
  5. Илона сказал тебе 31 марта, 2016 в 1:39 пп

    Станислав «ThRaSheR» Ткачук - супер-переводчик! Статьи словно изначально написаны на русском языке - нигде не лезут шероховатости, непонятки и глупости, часто встречающиеся в переводных материалах! Отличная работа!

    Ответить
  6. Giger сказал тебе 31 марта, 2016 в 2:12 пп

    @endlessminder:
    О самом релизе буквально пара слов. Журналист будто выуживает у Джеймса какие-нибудь приятны слова о Франции, именно о стране.

    Ответить
  7. metelitsa сказал тебе 31 марта, 2016 в 7:49 пп

    На редкость интересная статья за последнее время!

    Ответить
  8. pycuk сказал тебе 1 апреля, 2016 в 1:33 дп

    @Илона:
    Тайная (вроде, не очень тайная)) поклонница нашего “несущего искусство в массы”?))

    Ответить
  9. endlessminder сказал тебе 1 апреля, 2016 в 1:42 дп

    @Giger:
    ЗОГ не дремлет.

    Ответить
  10. ThRaSheR сказал тебе 1 апреля, 2016 в 3:48 дп

    @pycuk:
    Мне не знакома, но приятно читать такие комментарии. Они всегда мотивируют )

    Ответить
  11. Роман сказал тебе 2 апреля, 2016 в 12:33 дп

    Кстати да, переводы классные. Очень “вкусные” . Спасибо!

    Ответить
  12. Илона сказал тебе 3 апреля, 2016 в 10:10 дп

    @ThRaSheR:
    Просто читатели всегда реагируют лишь на инфо, но ведь ее можно передать, как некоторые дебилы - прогнав через Гугл-переводчик и слегка причесав (с чем не раз приходилось сталкиваться в рабочей практике!), а можно, как Станислав, - тонко и восхитительно, с юмором и огромной любовью к Металлике и року вообще! Представьте, если бы эти статьи переводил не парень в теме с великолепным знанием языка, а какой-нибудь великий профессор кислых щей!

    Ответить
  13. ThRaSheR сказал тебе 3 апреля, 2016 в 9:57 пп

    @Илона:
    Приятно слышать. Спасибо тебе огромное за поддержку и тёплые слова!

    Ответить
  14. pycuk сказал тебе 4 апреля, 2016 в 10:45 пп

    @Илона:
    Ну, это понятно. Стасу всегда респект и уважуха…

    Ответить

Чего задумался? Ну давай, напиши ответ...

Как сменить аватару?

Иди на gravatar.com и загрузи аватар туда.

Архивчик

Весь Архив

Любимые Сцылочки

Наши Темы