Metbash-отчёт: Второй вечер Metallica в Нашвилле, 03 мая
03 мая прошёл второй подряд концерт Metallica в Нашвилле, штат Теннесси. Концертная программа обоих вечеров из раза в раз меняется. Больше всего трэков исполняется с нового альбома “72 Seasons”, в поддержку которого группа сейчас и выступает. Но на концерте, о котором сегодня поговорим в отчёте, аж треть всего сет-листа была с альбома “Ride The Lightning”. То есть альбом был исполнен почти целиком - пять песен из восьми. Но обо всём по порядку. Далее отчёт с подробным сет-листом, почти сотней фото и видео всего выступления в удобном перезаливе!
ДалееИнтервью с родителями Клиффа Бертона
Недавно, бороздя по просторам нашего отечественного рунета, я наткнулся на довольно старое, но интересное интервью с родителями Клиффа Бертона (Cliff Burton), которое было проведено с ними спустя год после смерти Клиффа. Так как я увидел данное интервью впервые, то и решил им поделиться с вами. Может кто-то уже и видел эту беседу, кто-то - нет, но все равно: обсуждаем и комментим, уважаемые метбашеры! Английский оригинал интервью: журнал “Thrash Metal” (США) 1987г. (автор: Harald O.) Повествование ведет этот самый автор.
Я впервые встретился с Жанной Бертон в пластиночном магазине в Сан Франциско. Я был поражен т. к. увидел даму средних лет в спортивном свитере Metallica. Я подошел к ней и спросил не интересует ли ее несколько фотографий Metallica. Она ответила:, “Да, так как на одной из них запечатлен мой сын.” Я оказался в дурацком положении. Через какое-то время, я пришел познакомиться с ними, и Жанна и Рэй Бертоны это два самых любящих, самых искренних человека которых я когда-либо встречал. Они до сих пор являются самыми большими поклонниками Metallica и поддерживают постоянный контакт с Джеймсом, Ларсом и Кирком. Это интервью было дано на их квартире в Castro Valley, Калифорния, перед великолепным обедом, приготовленным Жанной Бертон. Я хочу поблагодарить Жанну и Рэя за интервью и их гостеприимство.
Каким ребенком был Клифф?
Жанна: Он был замечательным ребенком, с ним никогда не было проблем; он был очень-очень тихим. Он вел очень обычную жизнь за исключением одного—он всегда был ни на кого не похожим человеком, даже когда был маленьким несмышленым мальчишкой. Обычно я говорила, “Все дети играют на улице, почему тебе не пойти и не поиграть с ними?” А он отвечал, “Они не играют, они просто сидят и болтают. Это скучно.” Потом, он шел в дом и читал свои книжки или включал свою музыку. Даже когда он был маленьким пацаненком, он слушал свою музыку или читал. Он был страстным читателем и был очень ярким; в третьем классе они устроили ему проверку и оказалось, что у него уровень понимания 11 класса. Он просто «услышал другого барабанщика»; он никогда не следовал за всеми, если у него не было желания. Он всегда был популярным и имел много друзей. Он был очень добрым, очень спокойным ребенком, но всегда индивидуальным.
Рэй: Когда Клиффу было 22 месяца еще до того как он начал самостоятельно ходить, и мы были обеспокоены этим, но доктор сказал, “С ним все в порядке. Просто он хитрюга и знает, что мамочка и папочка могут его отнести.» (смеется) Когда мы теперь это вспоминаем, это достаточно смешно. Он чуть было не сломал Жанне спину!
А как насчет преданности своей игре?
Жанна: Он не брал уроки музыки, пока ему не исполнилось 13, после того как умер его брат. Он сказал паре человек: “Я собираюсь стать лучшим басистом ради моего брата.” Мы не думали, что он настолько талантлив (смеется); мы, и понятия не имели! Мы просто решили, что он просто так дергает за струны, что он с начала и делал; сначала, ему было очень даже не легко. Потом, примерно через пол года занятий, начало получатся. Я подумала, “У этого мальчика есть настоящий потенциал,” и я была очень удивлена т. к. ни у кого из детей в нашей семье не было никакого музыкального таланта! Он брал уроки на бульваре около года, а потом полностью превзошел своего учителя и ходил в другое место пару лет и также превзошел и следующего преподавателя. Потом, он пошел в школу и брал уроки у очень хорошего джазового басиста, прекрасного музыканта. Именно этот человек познакомил Клиффа с Бахом и Бетховеном и музыкой барокко, и научил его нотной грамоте и т. д. Он долго у него занимался, а потом, он снова превзошел его. Он преуспел настолько, что больше не нуждался в уроках. Он сидел, занимался и играл Баха. Он любил Баха.
Он занимался, не так ли?
Жанна: По 4-5 часов в день, каждый день, даже после того как он попал в Metallica. Он был очень скромным мальчиком. Он постоянно говорил, “Нет, в их гараже нет никого кто считал бы другого лучше себя.” Даже в последний год с Metallica, когда они прорвались, для него ничего не поменялось. Он продолжал заниматься с той же интенсивностью; он не спал всю ночь и поздно ложился. Но затем, когда он вставал, первое что он делал, это брал в руки бас и играл. Наверно его отличало внимание к нам, потому что обычно, он не спал всю ночь. Ему не хотелось менять свой стиль жизни; его тело не подчинилось бы. Дэниел [Донато] и Джим [Мартин из Faith No More] забегали, и они играли в игру «Темницы и Драконы» или смотрели видео, и он готовил эти огромные обеды, по типу омлетов – ему нравилось все готовить – и он очень редко будил нас. Он был исключительно внимательным и любящим.
К тому же, он был очень честным.
Жанна: О, он был настолько честным, что иногда я думала, “O, Клифф, хотелось бы мне, чтобы ты не был таким уж честным!” Для него не существовало лжи, и иногда, это несколько смущало. (смеется) Мы как-то разговаривали на эту тему, и он сказал, “Я не имею права кому-либо лгать. Я не хочу лгать.” Вот как он к этому относился. Господи, я думаю, что он ненавидел ложь больше чем все остальное. Он ответственно относился к себе.
А когда он присоединился к Metallica, и все понеслось вперед? Кажется, вы всегда были за него на все 100%.
Рэй: O, да, мы всегда считали, что это жизнь Клиффа и уважали его желание заниматься этим. И даже не смотря на то, что музыка не походила на музыку, мне очень нравилось, как он играет, ему хотелось играть это. Так что я пожелал ему удачи. Ты просто не можешь ошибаться в нем!
Жанна: Я относилась несколько иначе! Мне было все равно какую музыку он играет пока он был хорош в своем деле. Тот факт, что это музыка хэви металл волновал меня больше чем что-нибудь из попсы или кантри. Это было для нас в диковинку, так что меня это волновало; Я и сейчас считаю сцену Metallica волнующей. Мы хотим поблагодарить их, они замечательно относились к нам. Они были вежливыми и любящими, и, понимаешь, пусть все это знают.
Рей: Когда ему было 21 или 22 года он сказал, “Я собираюсь стать профессиональным музыкантом. Хочу зарабатывать себе на жизнь как музыкант.” И у него это получилось.
Жанна: Мы сказали, “O кей.” Потому что Клифф никогда не перед чем не сдавался! Я никогда не видела, чтобы мальчик перед кем-то или перед чем-то сдавался. Так что, я знала это, когда он сказал, что он на 110% собирается заниматься этим. Потому что мы так любили и уважали его, мы пытались быть преданными ему на 110% потому что чувствовали, что он очень заслуживает этого. До этого, ему приходилось играть с другими местными маленькими группами. Мы говорили, “O кей, мы дадим тебе четыре года. Мы будем платить за твою квартиру и за еду. Но по истечении четырех лет, если мы не увидим какой-то медленной прогрессии или же средней прогрессии, если ты никуда не попадешь или станет очевидно, что этим занятием тебе себя не прокормить, тогда тебе придется найти себе работу и заниматься чем-то другим. Вот как мы собирались поддерживать его. Ты должен это знать не важно получится у тебя это или нет, и он ответил, “Прекрасно.” И, парень, у него получилось! Через 2 года. Конечно, Kill ‘Em All был первой ласточкой…. Понимаешь, мы и не подозревали о существовании хэви металл; для нас это было в новинку. Когда вышел Ride The Lighting, я воскликнула, “O!!” Это должен был быть лучший альбом в мире, понимаешь. Я была просто напугана и спросила, “Клифф, неужели у вас получится выпустить что-то лучше этого? Просто не возможно сделать еще лучший альбом.” А потом они выпустили Master Of Puppets!” Понимаешь, просто они талантливая группа; и они талантливы до сих пор.
Что-нибудь изменилось, после того как Metallica стала популярной?
Жанна: Нет, ничего, совершенно.
Рей: Он никогда не вел себя как важная персона, ни на йоту. На самом деле, он очень не любил любого человека с таким поведением.
Жанна: Он никогда не считал себя звездой. Он говорил, “Я просто хороший музыкант, но я не звезда.” Он был звездой, но он не стал бы себя считать таковой.
Вы должно быть очень гордитесь всеми его достижениями.
Жанна: O, Господи!! Не было более гордых родителей в мире! Разве кто-нибудь не гордится своим сыном. Его достижениями, конечно…. Но он был человеком, который никогда не менялся, что я, Дэйв и Джим еще больше гордимся им таким. Обычно, он всегда говорил, “Спасибо, мама и папа, за все. Спасибо за поддержку все эти годы.” Он никогда не зазнавался.
Рей: После того как он стал популярным, он продолжал ходить и джемовать с теми пацанами, с которыми он когда-то ходил в школу, ходил в амбар Джада и в Cull Canyon.
Жанна: Ловил рыбу с пирса со своими друзьями.
Как вы думаете, что он принес в Metallica? Как вы оценивали его роль в группе?
Жанна: Несомненно, это была уникальность человека играющего на басе и обладающего выдающимся талантом…. Он был очень преданным человеком, крайне преданным, и ему не хотелось уходить из Trauma. Но Trauma хотелось, чтобы он щипал струны и дальше. Он хотел играть бас соло, а они заявили, “Ни за что.” Как музыкант, он очень расстраивался из-за своего желания выразить себя. Metallica звонили каждую неделю. Они звонили ему из Лос Анджелеса, а он говорил, “Нет, нет.” Когда же они в конце-концов собрались, он сказал, “Я хочу играть бас соло. Мне нужно место, где я мог бы раскрыться.» И они ответили, “Ты можешь играть все что тебе хочется, только переходи к нам.” Они разрешили ему 5-ти минутное соло, и они до сих пор играют это соло. Теперь эта привилегия есть у Джейсона. Я не знаю как там другие группы, но никогда не было такого басиста, по крайней мере, он был лидером группы, такого человека который мог бы играть соло, сочинять и играть так как Клифф.
Да, он вытащил бас на свет.
Жанна: Точно. И в большинстве из пары тысяч полученных мной писем говорится об этом.
Тебе лично не хотелось бы что-то сказать всем тем людям, которые написали тебе после смерти Клиффа?
Жанна: Мне определенно хочется поблагодарить их всех за их письма и за то, что я считаю целым миром хэви метала и миром Metallica, за то, что сердечно отнеслись к нам. Здесь, год спустя, я все еще получаю письма! Вот настоящая любовь и привязанность, и это очень помогло нам пережить прошлый год. Мне не выразить словами как много это значило для нас. Я написала им, они ответили мне, и мы получаем небольшую корреспонденцию. Это процесс выздоровления, эта любовь приходит и возвращается.
Рей, ты не хотел бы что-нибудь добавить?
Рей: Я чувствовал, что он выдающийся юноша, и тот факт, что он был моим сыном, еще больше убеждает меня. Он поставил себе цели и сделал выбор в том, как добиться этих целей, и у него это получилось. Он понимал, что, играя в Metallica, есть возможность добиться успеха. Он утверждал, что, “Конечно мы можем проиграть, но мы не отступим от того чего мы хотим.” “Мы” не означало “Я.” Всегда только «Мы». Он всегда принимал в расчет точку зрения остальных троих парней. Я понимал, что здесь есть большое сопереживание. У него определенно были и плохие времена, особенно во время первого турне, когда они поехали на Восток.
Да, им пришлось нелегко.
Жанна: Но это не остановило его, даже когда все было украдено кроме трех гитар. Он все-таки остался и упорно продолжал. Я могу только восхищаться и любить парня, также как Кирка, Джеймса и Ларса. Они были удивительной командой. Конечно, он занимался своим любимым делом и получал все, что хотел от своей работы. Очень плохо, что его роль закончена. Во многих письмах говорилось, что память о нем не умрет.
Автор перевода: Дмитрий Бравый
Turchik
- 27 комментариев
- Темы: Cliff Burton
Cool!
ОтветитьБезусловно родителям повезло с таким сыном! Хотелось бы и мне через несколько лет так гордиться своим.
ОтветитьВ книге МакАйвера есть части интервью, но не полностью, так что здорово, что оно нашлось все целиком. Cool indeed!
ОтветитьУважал его безмерно, а щас еще больше. Поставил играть To Live Is To Die, потом Orion.
ОтветитьЭх, Клифф, но все произошло, ничего не изменить….
ОтветитьО обалденное интервью, такое душевное! Мне всегда нравилось как родители Клиффа, даже после его смерти, относились к группе. С поддержкой и любовью. И группа так же никогда о них не забывала, как замечательно было видеть их в Зале славы рок-н-рола.
ОтветитьА фотка какая!)) Клифф такой молоденький, хорошенький, задумался)) Царство тебе небесное, Клифф…
Ответить@Anastella: если честно ожидал от родителей осуждение по отношению к парням..
ОтветитьСпс за интервью Турчег! да, у маккайвера есть кусок этого разговора.
Спи спокойно Клиффорд.. Твои ноты в наших сердцах!
@frantic hammettoB:
ОтветитьПочему ты думаешь, что они должны бы их осуждать? Ведь они всегда с уважением относились к памяти и наследию Клиффа. Разве это для родителей не самое главное?
Отличное сердечное интервью! Искренне жаль родителей Клиффа: потерять двоих сыновей, это самый страшный кошмар для любого родителя. Они большие молодцы. Приятно, что и фанаты группы их поддерживали после гибели Клиффа. В очередной раз задумалась над тем, что было бы, если б той злополучной аварии не было…
ОтветитьTrauma хотели, чтобы он щипал струны и дальше.” - а ведь большинство басистов только этим и занимаются. жаль, очень жаль Клиффа..24 года
ОтветитьЕсть очень хорошая книга про биографию Клиффа TO LIVE IS TO DIE - THE LIFE AND DEATH OF METALLICA’S BASSIST CLIFF BURTON. Всем советую! Она на английском, но написана довольно легким языком. Очень интересная. В ней рассказывается о влиянии Клиффа на творчество металлики 84-88, о том, как он учил музыке и гармониям Хэтфилда, о том, что за lightning и puppets металлика на 80 процентов обязана именно Клиффу и многое-многе другое. Кажется, она есть на Горбушке. Пусть кто-то сочтёт это рекламой, но, я думаю, многие заинтересуются.
Ответить«услышал другого барабанщика» - He just heard a different drummer. Это идиоматическое выражение означает “был не такой, как все, сам себе на уме”. Услышал другого барабанщика звучит не по-русски, это калька с английского. Сори, я просто филолог-переводчик, решил пояснить)
ОтветитьПро удивительную команду отец Клиффа истину сказал. Это была просто мечта. Классическая металлика 83-86…. Никого не было лучше их.. Моё личное мнение..
Ответитьхороше интервью. Родителям Клифа долгих лет.
Ответить@zaraza:
ОтветитьМать, насколько я знаю, умерла его.
Великие, талантливые люди… добрые люди, всегда уходят рано.
ОтветитьИ это очень печально.
СПАСИБО ОГРОМНОЕ.
Ответитьwish you were here
Ответить@Cockney:
Ответитьможет и умерла но в 2009 на Rock Hal of hame она норм бвла
ребята! металлика с клиффом исполняла в живую orion ???
Ответить@Hetfield:
ОтветитьЧтоб ты знал, мать Клиффа Джейн умерла в 1993 году. На “Холл оф Фэйм” была не мать Клиффа, а родственница, я уж не знаю, кто точно. Если ты внимательно слушал речь отца Клиффа на той церемонии, то услышал бы, что он гвоорит “Самым большим поклонником Металлики и Клиффа была его мать Джейн. Всем приятного вечера”.
Спасибо за интервью!Правда,очень тронуло,пока читал создалось впечатление,что я как его отец потерял его,очень жаль парня,большущий талант,бесконечный потенциал,супер идеи,а все закончилось из-за одной аварии,помним любим скорбим Клифф, R.I.P. =(((
ОтветитьДа, действительно, интервью очень трогательное, и, хотя я его видела раньше, сейчас, при прочтении некоторых моментов от Джейн, у меня начинало немного щипать в носу.
Ответитьnet @петр:
Ответить@Cockney:
Приятно читать так много отзывов на мой старый перевод (датировка - 14 апреля 2002), заходите на мой сайт - http://www.rock-archives.ru/rock-archive/m/metallica/ Там не так много материалов, но все они достаточно интересны. Да, кстати, я обожаю Клиффорда! Он был Ослепительно Ярким музыкантом и очень скромным парнем. R.I.P.
Ответитьnaturally like your web-site but you need to test the spelling on quite a few of your posts. Many of them are rife with spelling problems and I in finding it very bothersome to inform the reality on the other hand I’ll certainly come back again.
Ответить